Лекция №1

Лекция №2 Лекция №3 Лекция №4 Лекция №5 Лекция №6 Лекция №7 Лекция №8 Лекция №9 Лекция №10 Лекция №11 Лекция №12 Лекция №13

Лекция №13

В прошлый раз мы остановились на человеке и животных . Далеко ли мы ушли от животных? С точки зрения христианства – человек есть венец творения, следовательно, по своему происхождению человек находится на достаточной высоте по сравнению с нашими меньшими братьями. Р.Декарт сформулировал это положение в кратком тезисе: "Животные – это автоматы".

В последнее время произошел некий переворот в этих воззрениях. Были открыты многие факты, которые говорят о том, что разница между человеком и животными не столь уж и велика. Животные могут выполнять некоторые элементарные трудовые функции. Мартышки работают на кокосовых пальмах. Это не инстинктивное поведение. Орнитологи, изучая поведение птиц, отмечают, что не все у них инстинктивно. Наиболее поразительно то, что птицам надоедает махать крыльями, пересекая горный хребет. Люди прорыли туннель и пустили по нему грохочущие поезда. Птицы преодолели страх перед поездом и на этом транспорте преодолевают Альпы.

Далее. В поведении китообразных, в частности, дельфинов есть очень много схожих черт. У дельфинов есть язык для передачи информации. У пчел таким языком является особый танец. Есть язык и у других животных.

Следовательно, все эти явления подтверждают идею Ч.Дарвина о том, что человек произошел от животных. Разница между животными и человеком не так уж и велика.

Человек добр или зол? Ж.Руссо считает, что человек добр, а Т.Гоббс считает, что человек человеку – волк. Может быть, волк здесь и обижен несправедливо. Волк и добр и зол по своей природе. Так же как и другие животные. Они в некоторых обстоятельствах могут отдать жизнь за своих родичей, за своих детенышей.

Отсюда следует, что человек, как и животное, одновременно и добр и зол. Его можно воспитывать как и домашних животных. Домашние животные могут определенным образом воздействовать на человека, человек при воспитании животных, при дрессировке их поведения может подавить злые инстинкты и раза вить добрые.

Философы-анархисты (Киренский) предлагали обойтись без государства. Достаточно общественных инстинктов. У животных есть общественные инстинкты, у человека они не менее развиты. Государство не необходимо.

Проблема дальнейшего развития человека. Эта проблема была поставлена Ф.Ницше, который считает, что может быть сверхчеловек, так превышающий обычных людей, как обычный человек превышает животных. Этой идеей воспользовались национал-социалисты: нордическая расса – это сверхчеловеки. Чем это кончилось, мы знаем. Эта идея не только неверна, но и социально опасна. По-видимому, биологическое развитие человека окончилось. Сравним среднего одессита со средним афинянином (5 в. до н.э.) и это сравнение будет не в пользу одессита, поскольку интеллектуальный уровень у древних греков был выше, чем у современного человека.

Значит, дальнейшее развитие человека связано с общественным развитием, а не с индивидуальным . А в индивидуальном развитии возможна деградация. Почему? В древние времена был более жестокий отбор детей. Пример – Спарта. Хилых, неполноценных детей бросали с горы. Затем, не бросали, но от рожденных детей в живых оставалось мало. А теперь оказалось возможным всех выращивать, в том числе, и хилых. Следовательно, развитие общества приводит не к биологическому прогрессу, а к регрессу. Но это не столь существенно, если общество достаточно прогрессивно, то это можно себе позволить.

Проблема бессмертия . Каждому хочется побольше пожить, а лучше – не умирать совсем. Человек смертен с мечтой о бессмертии. Эту мечту можно реализовать по-разному. Русский философ Федоров полагал, что каждое поколение должно обязательно воскрешать своих родителей. Человек умер, остались сведения, используя которые можно соорудить существо, похожее на отца. Американцы замораживают умерших от болезни людей с надеждой на то, что в будущем будут найдены средства для их лечения.

Человек умирает от болезни, которая есть старость. Я думам, что это хорошая мысль – продлить жизнь, но не до бесконечности. Бессмертие влечет большие неприятности для людей. Все знают легенду о вечном жиде , который был лишен права на смерть. Он мучился.

Я думаю, что человек будет умирать тогда, когда ему захочется. Мы разобрали типы доказательств вторичности сознания в зависимости от развития материи. Существует другой класс аргументов, связанных с зависимостью психической деятельности от материальных факторов.

Ламетри обратил внимание на аналогию человека и машины. Психическая деятельность человека определяется физическими обстоятельствами. Человек "заправился", поел и злые языки говорят, что человек любил поесть и от этого умер. Французский король Генрих III менял свой характер в зависимости от погоды. Судья тоже может вынести приговор в зависимости от того, какую пищу он принял. Эти факты говорят о зависимости психической жизни и сознания человека от материальных факторов. Сознание зависит от той материи, тех веществ, которые есть в нашем теле. Греки считали, что : особое значение для жизни человечка имеет печень, поскольку удар по печени является самым болезненным. Шизофрения буквально означает "разрыв печени".

В средние века ученые были убеждены, что душевная жизнь определяется процессами в мозгу. Врачи, имея дело с ранеными, убедились, какое значение имеет ранение в голову. Сеченов и Павлов детально изучили эти вопросы.

Тезис "Мысль есть функция мозга" понимается по-разному. Вульгарные материалисты (Кабанис) полагали, что мозг выделяет мысль подобно тому, как печень вырабатывает желчь. Эта аналогия неправомерна: желчь – материальна как и печень, а мозг вырабатывает нематериальное явление – сознание. Нематериальное не может существовать вне сознания. Мысль есть факт сознания. Но сказанное не означает, что здесь нет трудностей. На эти трудности обратил внимание Т.Гексли, гностик, ученый прошлого века. "Что представляет собой сознание – мы не знаем, оно появляется как джин из лампы Алладана".

Это остается некой загадкой – как мозг мог породить сознание? Далее. В свое время приводилось много фактов того, что мысль есть функция мозга. Наиболее интересен случай, когда поврежденный мозг не прекращает деятельности, двое солдат (.………………………….....)

Как объяснить подобные случаи? Современные ученые объясняют это тем, что у человека есть два полушария головного мозга: слова – левое полушарие, образы – правое. Более того, в экстремальных случаях они могут брать функции друг друга. Можно объяснить и по другому. Считать органом мысли не материю мозга, не вещество мозга, а полевую структуру, которая окутывает мозг. У святых эта структура светится. У обычных людей при обычных обстоятельствах иногда можно увидеть ауру. Может быть, эта аура и есть деятельность сознания, она не вещественна, но материальна. Существуют разные возможности объяснения этих явлений.

Далее. Коли мысль есть функция материального органа – мозга, то возникает мысль, нельзя ли создать материальный аппарат, который может мыслить? Возможно ли искусственное мышление? Эта проблема возникла после II-й Мировой войны в связи с появлением кибернетики.

Кибермашина с самого начала могла выполнять те или иные интеллектуальные функции, например, функция предвидения. Первую такую машину англичане поставили на орудие и она поворачивала его ствол (по прогнозу) в то место, где будет самолет противника. Планировались такие машины и в других объектах Противники кибернетики (и в СССР тоже) стали искать такие функции, которые машине были бы недоступны. Но каждый раз машина выполняла это. Ограничение возможностей у машины А.Эйнштейн увидел в том, что машина может ответить на любой вопрос, но сама никакого вопроса поставить не может. Однако это оказалось неверным. Современная машина ставит вопросы перед пользователем и работает в режиме диалога.

Если это так, и машина может выполнить любую функцию, которую делает человек, то машину можно привлечь к ответственности и наказать. В будущем вполне могут возникнуть конфликты между машиной и человеком. Ученые и фантасты давно эту проблему обсуждают. В книге "Машина и мысль" рассматриваются эти вопросы. Признается тезис, что машина может выполнить любую функцию человеческого мозга, взятую по отдельности. Машина состоит из элементов другого типа, чем человек. Человеческий мозг – это белок, а машина – из железа. Машина проявляет интеллект, но это железка. Для выполнения функций человеческого мозга требуются особые железки, программы. Машина может играть в шахматы, но может ли она одновременно играть и шахматы и в прятки? Можно ли заставить машину выполнять все функции, которые делает человек, если ее с делать из тех же веществ, что и человек ? Например, при температуре 100 градусов она бы не работала! Ученые ищут, исследуют материалы, подходящие для создания думающих машин и вполне возможно, что пробирки с вонючей жидкостью в руках биолога ближе к человеку, чем самые современные машины.

Объективно-идеалистическое решение основного вопроса философии встречается с большими трудностями. Одной из особенностей сознания является возможность предсказания, возможность предвидения. Гегель на основании своей философии делает предсказание – в политике конституционная монархия является вершиной политического устройства. Сейчас это видно, что его прогноз не реализовался.

Субъективный идеализм не решает основного вопроса философии, а отказывается от его решения. Например, Д.Юм стоит на такой позиции: не знаем и не хотим знать, есть ли объективная реальность! Но наука желает это знать! Наука исследует атомы, электроны, рассматривая их существующими вне сознания, как объективную реальность.

Основной вопрос философии не решен полностью. Можно принять любую точку зрения, но развивать ее последовательно, чтобы не было противоречий.

Метафизика теологии. В средние века уделялось огромное внимание изучению теологи, учению о Боге. Что такое Бог? Как он может мыслиться?

Прежде чем ответить на вопрос "Существует ли Бог?", нужно ответить на вопрос "Что такое Бог?" Люди торопятся ответить на вопрос "Существует ли Бог?", а не на второй вопрос.

Существуют разные понятия о Боге. Можно выделить три свойства, наличие или отсутствие которых определяет понятие "Бог".

1) Творец или не творец? Христианская, мусульманская и иудаистская религии отвечает определенно. Бог сотворил мир. Из чего он сотворил мир? Христианская и иудаистская религии отвечают, что Бог сотворил мир из ничего.

2) Платон демонстрирует другую идею о Боге. Бог – это Демиург (ремесленник), который делает вещи из подходящею материала. Можно сделать статую из мрамора, меди или другого подходящего материала. Бог – творец порядка в мире, но не самого этого мира. Бог творит мир из материи – хаоса.

3) Бог не творит мир, а порождает этот мир 1 раз в один год (год Будды)

Далее. Бог – один из многих или Бог единственен. Античные божества были множественны: Зевс, Афродита, Гера и другие.

Иудейско-христианский Бог один! Он один, хотя и триедин Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух. Бог один, но в трех лицах. У христиан была секта – ариане. Они считали, что Бог один, а Иисус Христос – это человек. Это было объявлено ересью. А триединый Бог – это уже некая диалектика.

Далее. Мощь Богов и их влияние в человеческой жизни. Иудейско-христианский Бог всесилен, всемогущ, всеведущ, он вмешивается в человеческую жизнь и определяет ее. Ни один волос не упадет с головы человека без воли Бога. Эта точка зрения связана с определимыми трудностями оправдания Бога – теодицеей. Как объяснить зло в мире. Страдания очевидно невинных людей – младенцев?

Августин Блаженный считал, что Бог наказывает людей за их проступки. Бог правильно наказывает. Эта точка зрения не является общепринятой.

Эпикурейский Бог все может сделать, но не хочет. Боги живут между мирами и блаженствуют.

Бог стоиков не всесилен. Боги не могут сделать все. И это оправдывает существование зла в мире.

Лет 50 тому назад вашему лектору в Ленинской библиотеке встретилась книга Циолковского, где на обложке автор о бращался ко всем оказать помощь, кто чем может. Содержание книги Циолковского говорило о существовании богов, в переносном смысле . Это те существа, которые развились в космосе так, что по отношению к людям они – боги. Они не всемогущи, но очень могущественны. Если принять идею развития Вселенной, то можно допустить существование высокоорганизованных существ, которые по отношению к человеку могут быть богами. А почему только для человека?

Идея Циолковского вполне материалистическая. Возможно, что мысль о том, что человек есть результат творения, но не спонтанного творения, а порожденного космическим разумом.

Космический разум вложил в головы людей истину, искру божию. Для этого нужен соответствующий материал – обезьяна. Космический разум воспользовался телом обезьяны и организовал этот процесс.

Критики Дарвина направляют свои стрелы против идеи направленности эволюции. В самой эволюции есть немало загадок. Первая загадка – это смерть. Каждое существо обречено на смерть. Из клубня картофеля скова растет картофель. Картофель – разве это развитое существо? Бациллы размножаются делением до бесконечности. Это естественный процесс. Зачем делать умирание?

Далее. Зачем деление на два пола? Некоторые насекомые смогли это деление избежать. Одно существо и самец и самка. И не надо искать подходящего партнера. Для человека это сложно. Зачем такое усложнение?

Эволюция – процесс управляемый, он организован, заранее направлен на убыстрение. Если бы этого не было, мы остались бы на уровне (……………….) и партогенеза . Смерть и возникновение жизни, которая усваивает новое, но и она обречена на смерть.

Геодакян считает, что наличие двух полов увеличивает темпы эволюции, потому что самка выбирает из самых лучших, а мелюзга остается без потомства? Появляются более крупные, более выносливые особи. А у животных практикуется ритуал состязания, например, олени бьются рогами, а самки смотрят.

Зачем бог породил людей? На этот вопрос богословы не могут дать доказательного ответа. Затем, чтобы "Славу господу" петь. Господь Бог не всесилен, он что-то может, а что-то не может. Аверроэс считает, что Бог познает общее, а единичное лучше познается человеком. Например, человек лучше собаки познает абстрактное, а найти наркотики с помощью собственного носа собака может лучше. Человек заводит животных, чтобы удовлетворять собственные потребности. Корова дает молока больше, чем женщина, лошадь перевозит тяжести. Богу тоже нужны помощники.