Терентьева Л.Н.
Логика и философия: системный подход.
Лекция 3. Логика и философия: анализ взаимодействия. Логика (греч. logos – слово, мысль, речь, разум, рассудительность) обозначает науку о мышлении, о логических законах и формах мыслительного процесса. Логика изучает не содержание мыслей, а только их форму, т.е. строение или структуру мысли. Отсюда и название логики как «формальная логика». Логика исследует способы и приемы рассудительности, приводящие к получению истинного знания. Как достичь истины? Следует воспользоваться логосом, научиться владеть словом, мыслью, умением рассуждать, т.е. стать «логосным». Что значит стать логосным или «быть причастным к логосу», а, если душа – «безлогосная»? Так квалифицировал разумные способности человека Аристотель. Быть «логосным» – это удел гения, это означает в полной мере владение словом, мыслью, речью, разумом, рассудительностью. Философия (греч. phileo – люблю и sophia–мудрость) Без философии логика состояться не может, посколькуфилософия исследует основания доказательного вывода. Философия не является наукой, но она исследует то, без чего наука состояться не может, т.е. начала науки. Аристотель считал философию «первой мудростью», а науку – «второй мудростью». Философия, по Аристотелю, есть учение о «первых принципах бытия и его познания».
Аристотель рассматривает философию как мудрость, которая «есть некая наука о началах» [«Метафизика» XI 1059a 18], о «принципах бытия и его познания». Философия это «первая мудрость», которая формирует начала науки как «второй мудрости». «Вторая мудрость» как, например, физика, химия, биология, астрономия изучает природные объекты, открывает законы природы, в которых изучает необходимые связи между ними. Логика – философская наука, поскольку погружена в философский контекст выводного процесса, в который входят представления о «первых принципах бытия и его познания». Философия, было показано выше, как мировоззрение обладает двумя сторонами: 1) научной, куда входит логика, поскольку является «доказательной наукой», формирующей законы и формы выводного процесса; и 2) ненаучная сторона философии, куда входят «первые принципы бытия и его познания». Как взаимодействуют научная и ненаучная стороны философии? Логика как научная сторона философии исследует специфику выводного процесса и опирается при этом на ненаучную сторону философии, как на основание анализа вывода, его законов и аксиом. Философские принципы могут трансформироваться в научные, если получат научные способы своего обоснования. С другой стороны, научные положения при утрате или невозможности научного доказательства, становятся философскими. Например, в физике более 100 лет существовало объяснение тепловых, электрических, магнитных свойств с помощью особых невесомых «субстанций», например, теплорода, флогистона и др. Доказательства их существования так и не было найдено. И.Ньютон для обоснования действия открытых им законов классической механики ввел «абсолютное истинное математическое пространство» и «абсолютное истинное математическое время», которые создатель теории относительности А. Эйнштейн назвал «страшными привидениями в физике».
В ненаучную сторону философии, как её учения, входят: 1)онтология (греч. ontos – сущее, logos – слово, мысль, речь, разум) Аристотель определял онтологию как учение бытии и определил его разновидности, поскольку «бытие присуще всему, но неодинаковым образом»: «В самом деле, так же как бытие присуще всему, но неодинаковым образом, а одному первично, а другим вторично, а всему остальному – лишь в некотором отношении» [Метафизика. 1030а 20 – 23]; Бытие, например, звезды, планеты, числа, треугольника, человека, его мыслей, его идей различимо и это исследует философское учение о бытии. Философская онтология исследует сущностную и структурную составляющие бытия. Например, структурные онтологические основания физики И.Ньютона, физики А.Эйнштейна, физики Н.Бора и В.Гейзенберга радикально различимы. [Терентьева Л.Н. Онтологические предпосылки физической теории и проблема оценки их сложности. Реф. канд. дисс. Одесса, 1970г.]
Структурные онтологические основания силлогистики Аристотеля, логики высказываний, логики отношений, логики предикатов различимы. Это различие может быть выражено на языке двойственного системного моделирования (А.Уёмов) и в категориях вещи, свойства и соотнесенное. 2) гносеология (греч. gnosis – знание) учение о том, что есть знание как система научных понятий и законов и что есть истина. Философская гносеология исследует структуру познавательного процесса, строение и состав знания, формирует представления об истинном и ложном знании, исследует проблемы упрощения знания, его формальную и содержательную сторону. Знание – сложный интеллектуальный продукт, который постоянно меняется, который способен превратиться в миф, т. е. стать незнанием.
3) методология (греч. methodos – путь, способ изложения, исследования) – учение о способах, приёмах познавательной деятельности. Знание методологии познавательного процесса является необходимым условием получения нового знания. Философская методология не только исследует методы отдельных конкретных наук, но и формирует новые, например, в конце ХХ века был создан системный метод исследования и метод двойственного системного моделирования [А.Уёмов. Системные аспекты философского знания. Одесса, Негоциант, 2000, с.159], в котором можно по-новому представить не только такие методы, как индукция и дедукция, открытые ещё Аристотелем, все логические формы анализировать в системных категориях.
Философская методология проводит анализ метода, выделяет его составные части на основных этапах познавательного процесса – эмпирическом и теоретическом. Ещё Аристотель исследовал и определил стадии познавательного поиска. Онтология, гносеология, методология – есть учения, которые составляют «первую мудрость», исследующие начала науки как «второй мудрости». Философия – не наука, она не обладает такими научными способами исследования, как строгое дедуктивное построение, владение эмпирическими методами исследования – наблюдение, измерение, эксперимент. Философия –аналитическая дисциплина, она разрабатывает систему онтологических, гносеологических, методологических и логических принципов методом анализа. Метод философского исследования – аналитический. Соответственно философия разрабатывает типы философского анализа – онтологический, гносеологический, логико-методологический, без которых не может состояться ни одна наука. Логика как философская наука составляет сердцевину философии, входит в состав философии как её научная часть. Предмет логики отличается от предмета всех остальных наук тем, что логика исследует не закономерности природы или общества, чем занимаются естественные и исторические науки, а законы и формы правильного мышления. Предмет логики – изучение структуры или строения мысли в форме понятий, суждений, умозаключений и доказательства. Логика изучает условия надёжного, доказательного получения выводного знания. Логика – наука о выводе, без получения выводного знания не может состояться ни одна наука. Знание и мнение. Античные мыслители различали знание и мнение. Знание должно быть обоснованным, т. е. доказанным. Мнение – это предположительное знание, которое, по Аристотелю, «может быть иначе», это гипотеза, которая нуждается в своём обосновании. А как обосновать мнение, чтобы оно приобрело статус знания? Как получить правильный вывод из имеющегося знания, т.е. получить новое знание? Возможна ли наука о правилах получении выводного знания? Возможно ли построить особую науку, которая занималась бы исследованием процесса доказательства в любой области научного знания, т.е. построить науку о науке? Аристотель строит особую науку о научном выводе, которую называет «аналитикой», т. е. наукой о доказательстве или «доказательной наукой», где разрабатывает формальные способы доказательства знания с целью отличия его от мнения и софистических рассуждений. Логика и истина. Мыслительный процесс в любой науке направлен на то, чтобы получить истинное знание. Что есть истина и как её получить? Аристотель в своем учении об истине пишет: «Допустим, что душа достигает истины, утверждая и отрицая благодаря пяти [вещам]: искусству, науке, рассудительности, уму (поскольку в предположении и мнениях можно обмануться)».[1139b 15 – 18]. В переводе этого отрывка Е.В. Орлов замечает: «Обратим внимание, в приведенном фрагменте об истине Аристотель говорит в глагольной форме, что буквально можно перевести как «истинствует». [Е.В. Орлов. Философский язык Аристотеля. – Новосибирск.2001 – Из–во сибирского отделения Российской академии наук. – С.56 – 316с]. Все научное знание получено, когда наша рассудительность, ум, душа стремится достичь истины, т.е. «истинствуют».
Не всякая душа может «истинствовать», а только та душа, которая, по Аристотелю, является «логосной» или причастной к «логосу». Среди животных только человек имеет «логос» и только «логосная» душа бессмертна, т.е. та, которая «истинствует». Мышление, приводящее к истинному знанию, называется правильным мышлением. Формальные правила и законы мыслительного процесса, приводящего к истине, исследуются логикой. Формальная структура мыслительного процесса. Аристотель впервые открывает существование формальных схем мыслительного процесса, исследует его формы и законы. Формальная логика это наука о формах и законах правильного построения мыслей, правильного рассуждения или, как замечает Аристотель, наука о рассудительности, т.е. умения владеть логосом. Логика не единственная наука, которая изучает мир формально. Логика как формальная наука подобна математике, которая изучает математическую структуру процессов материального мира, современная математическая логика исследует мыслительный процесс в математических моделях. Создание компьютерных технологий изменило информационный облик современного бытия людей, открыло новые невиданные формы коммуникаций, что было бы невозможным без создания правил логической культуры мыслительного процесса, лежащего в основе любой науки. Классическая формальная логика Аристотеля является началом научного постижения человеком мира и самого себя. Аристотель впервые исследовал формальные схемы рассуждения с их правилами, формальные схемы умозаключений и доказательств, тем самым создал новую область научного поиска – формальную логику, названную иманалитикой. Аристотель открывает методологию формального способа исследования пространства человеческих мыслей, создает не только ассерторическую силлогистику, но и модальную с её вечно тревожным вопросом: «Будет ли завтра морское сражение?», который в современном мире звучит ещё трагичнее: «Начнется ли завтра 3-я мировая война?». Все будущие логические исследования, направленные на создание логических систем с использованием математического формализма, имеют своим началом логическую классику, созданную Аристотелем – классическую формальную логику или «доказательную науку», т.е. науку о доказательстве, без которого не может состояться ни одна естественнонаучная дисциплина. Логическое строение мысли. Мысль имеет две стороны: содержательную и формальную. Содержание наших мыслей очень богато, но форма или структура у разных мыслей оказывается одинаковой. Например, мысли «Все люди смертны» или «Все птицы крылаты» имеют разное содержание, но одинаковую логическую форму или структуру. Она записывается так: Все S есть P , где S – грамматическое подлежащее, которое в логике именуется как субъект мысли, P – сказуемое, которое в логике обозначается как предикат мысли. Для обозначения отношения между субъектом S и предикатом P вводится связка: утвердительная есть или отрицательная не есть. Субъектно-предикатная структура мысли гораздо проще грамматической и на каком бы языке мы не выражали свою мысль, логическая структура или логическая форма ее остается неизменной. Одну и ту же формальную структуру имеет огромное количество мыслей, различных по своему содержанию и языковому выражению. Эти идеи о формальном в мыслительном процессе подарил миру более двух тысячелетий тому назад гениальный греческий философ и ученый Аристотель. Аристотель, создатель формальной логики, поставил своей задачей исследование формальной структуры мыслительного процесса в абстракции от его содержания. По своему содержанию мир мышления бесконечен, но по своей форме или структуре, как определенной связи элементов мысли между собой, мир мышления гораздо проще. Проблема изучения мыслительного процесса намного упрощается, если исследовать его формальную сторону. Мысли связаны друг с другом, более того, из одних мыслей можно в процессе рассуждения получить другие мысли, новые по своему содержанию и по своей форме. Процесс рассуждения – это логический прием получения нового знания, которое обозначается как выводное знание, в отличие от непосредственного знания, полученного при наблюдении или опытным путем. Все научное знание в теоретической науке носит характер выводного знания, полученного в виде следования или заключения из предположенного, посылочного знания. Связь между посылочным знанием и заключением должна носить характернеобходимого следования, что и обозначил в качестве логической проблемы Аристотель: найти формальные условия получения необходимого следования из посылок. Схемы формального в рассуждениях были исследованы Аристотелем более двух тысячелетий тому назад. Это не означает, что до Аристотеля не применялись приёмы рассуждений и логические выводы. Софистика как «мнимая мудрость». Сложность мыслительного процесса проявила себя в появлении ещё одной «мудрости», в софистике, которую Аристотель обозначил как «мнимую мудрость». Софистика, т. е. искусство ввести в заблуждение, это поиск приемов и схем для того, чтобы выдать ложное за истинное, а истинное – за ложное. Интеллектуальные игры софистов свидетельствуют о наличии таких схем, приводящих к парадоксальному выводу. Например, древнегреческий софизм «Рогатый»: «Ты имеешь всё то, что не терял. Ты не терял рога, следовательно, ты – рогатый». Естественно, «рогатый» смущен, но как возразить противнику, ясно, что очевидность отсутствия рогов не является аргументом. Софизм (греч. sophisma – измышление, хитрость) – это ошибочное рассуждение, которое может быть построено умышленно с целью обмана. «Все критяне – лгуны» – сказал один критянин. Он солгал? Или сказал правду? Это – «парадокс лжеца», это увлекательные игры ума. Впоследствии явилась потребность воздействовать на умы людей не софистикой, не игрой ума, а приемами ораторского искусства и приемами софистических рассуждений с целью заставить людей думать так, как это нужно, например, политике. В искусстве красноречия существенным был аспект убеждения аудитории, но не поиска истины. В искусстве логического рассуждения центральным является поиск истины. В софистическом «искусстве» важно найти приемы «рассуждений», направленных не на поиск и обосновании истины, а на её уничтожение, выдавая под видом истины ложное положение. Практика ведения споров, полемики, аргументации, которые велись еще древними греками, показывала, что в деле получения вывода нередко прибегают к софизмам, т.е. заведомо ложным положениям, которые выдаются как истинные. Знание софистических приемов, которые служат для доказательства заведомо ложных положений, с целью ввести в заблуждение, особенно в современном политическом противостоянии, когда ведется информационная война, необходимо и ученому в научной полемике, и политику и всем тем, для кого работают и ученые, и дипломаты. Кто сбил 17 июля 2014г. Боинг 777 и погибло 298 человек, включая более 80 детей? Первый софистический ответ: «Украинцы, это событие произошло на их территории, следовательно, они и сбили!» Здесь нет необходимого следования, нет доказательства. Софист (греч. sophistes) – это лицо, сознательно прибегающее к аргументам для доказательства заведомо ложных положений. Аристотель называл софистику «ложной мудростью», написал работу «О софистических опровержениях» [Аристотель. Собр. Соч. в четырех томах. Т.2. Ред. З.Н. Микеладзе. М., «Мысль», 1978]. Аристотель впервые открыл существование формальных схем мыслительного процесса, разработал формальные правила правильных рассуждений и доказательств. Аристотель – создатель классической формальной логики, науки о законах и формах правильного мышления, науки, которая не утратила своего значения и до сих пор. Аристотелю, возможно, и не представлялось насколько современными и необходимыми окажутся его разработки о способах софистической аргументации, когда возникают, неведомые древним грекам, информационные войны с применением современных технических устройств, которые человечество изобрело для коммуникативных потребностей и, как оказалось, для ведения не только «холодной, но и «горячей» войны. Терроризм может быть и информационный.
|
|