I.4. Четыре простейших правила
Довольно часто выбор темы навязывается студенту научным руководителем.
Старайтесь отбиться.
Разумеется, не в том случае, если руководитель дает вам добрый и желанный совет!
Неприемлемыми я считаю ситуации, описанные в параграфе II.7 («Как не дать
научному руководителю сесть вам на шею») — это когда нехорош преподаватель;
заранее исключим и другие случаи, когда нехорош сам студент, когда он ничем не
интересуется и готов делать что угодно с любой темой, только бы сбросить с себя
поскорее этот груз.
Мои герои — студент, имеющий интересы, и преподаватель, готовый эти интересы
развивать.
В таком случае выбор темы должен отвечать четырем требованиям:
1) Тема должна соответствовать склонностям конкретного студента (то есть
соответствовать темам экзаменов, прочитанным книгам, а также политической,
идейной, духовной культуре выпускника).
2) Основные тексты должны быть достижимы (то есть физически доступны для
конкретного студента).
3) Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для
конкретного студента).
4) Избранная методология должна реально соответствовать возможностям конкретного
студента.
Записанные в столбик, эти четыре условия кажутся супер-явными и при обобщении
выглядят примерно так: «Кто берется за диплом, должен браться за такой диплом,
за который ему пристало браться». Что ж, прекрасно, пусть это жуткая
банальность, но я видел, сколько дипломов потерпело фиаско из-за того, что с
самого начала проблему не поставили именно так тривиально1.
В следующих главах будет сказано, с чего студенту, наметившему работу, надлежит
начать и чем кончить.
1 Можно было бы добавить пятое правило: студент должен правильно выбрать
руководителя. Бывает, что просят (по дружбе или по лени) преподавателя
специальности А взять дипломника по специальности Б. Преподаватель соглашается
(по дружбе, по тщеславию или по наплевательству), а потом не в состоянии
руководить работой.