I.3. Чем дипломная работа может пригодиться после университета
Есть два способа сделать так, чтоб диплом был полезен и после защиты. Во-первых,
конечно, избрать такую тему, которая впоследствии перейдет в более обширное
исследование, на много лет вперед, при наличии желания и способностей.
Но даже и не научному работнику, а, скажем, директору турагентства сгодится
опыт работы над дипломом «От первого к окончательному варианту "Обрученных"
Мандзони». Ведь для сочинения диплома ему придется: (1) четко сформулировать
тему; (2) собрать материал по истории вопроса; (3) привести материал в систему;
(4) осмыслить собранный материал; (5) придать материалу органичную форму; (6)
позаботиться, чтоб читающий, во-первых, понимал, о чем речь, а во-вторых, мог
самостоятельно обратиться к цитируемым документам и судить о них.
Это значит, что работа над дипломом учит рассудительности и систематичности.
Приобретается метод. Человек учится создавать годный для употребления текст.
Следовательно, не так важна тема работы, как опыт ее создания. Кто способен
основательно подготовить сравнение двух редакций мандзониевского романа, сумеет
и правильно организовать базу данных своего туристического агентства. Автор
этого руководства опубликовал уже не один десяток книг, и все на разные темы, но
именно опыт первой книги дал возможность появиться всем последующим, а первая,
кстати, была развернутой публикацией диплома. Могу сказать, что и достоинства и
недостатки моих последующих книг вытекают из того, как была написана та самая
первая. С годами вырабатывается набор приемов, накапливаются знания, но подход
к этим новым накопленным знаниям обычно определяется именно тем, каким путем
человек в самом начале шел к знаниям, которых еще не имел.
Короче, написание диплома — как тренировка памяти. У кого на склоне лет хорошая
память, те держали свою память в порядке с юности. И неважно, чем они ее
подпитывали: перечислением первого-второго-запасного составов команд высшей и
первой
лиги, или стихами Гомера, или династиями японских императоров. Ясно, что
приятнее тренировать память на материале, который человеку или интересен, или
полезен. Но и запоминание бесполезных вещей является замечательной гимнастикой.
А следовательно: хотя и веселее писать диплом по привлекательной теме, все же
тема менее существенна, нежели метод обработки и опыт отражения результатов.
В частности, если браться за дело с умом, ни одна тема не выглядит глупо. При
правильном отношении можно выжать полезные выводы даже из чего-то предельно
далекого или второстепенного. Маркс писал диплом не по политэкономии, а по двум
греческим философам: Эпикуру и Демокриту. И это не случайный казус. Весьма
вероятно, что Маркс поставил и решил проблемы истории и экономики с такой
теоретической глубиной именно потому, что как следует освоился со своими
философами. Насмотревшись на выпускников, которые сперва защищали дипломы по
Марксу, а потом пошли работать в капиталистические концерны, трудно согласиться
с расхожим мнением о том, что выбор темы так уж сильно определяет жизнь.