I. ЧТО ЕСТЬ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА И ЗАЧЕМ ОНА
I.1. Зачем пишут диплом и что он такое
Дипломная работа представляет собой от ста до четырехсот страниц, на которых студент исследует проблему по своей специ­альности. Дипломная работа, по закону, необходима для получе­ния свидетельства о высшем образовании. Сдав все положенные экзамены, студент создает дипломную работу и представляет ее на рассмотрение дипломной комиссии. Комиссия выслушивает характеристику руководителя (который курировал дипломника) и отзыв оппонента или оппонентов. Оппоненты, в частности, за­дают дипломнику вопросы. В ходе обсуждения (защиты) что-то говорят и члены комиссии. В выступлениях руководителя и оппо­нента подчеркиваются плюсы (и минусы) представленной рабо­ты, а от того, как дипломник сумеет защищать свой собственный текст, зависят суждение комиссии и выносимая оценка. Приняв во внимание экзаменационные оценки за все годы, комиссия ста­вит окончательную отметку, а также решает, присвоить ли дипло­му «отличие» и дать ли рекомендацию «в печать». По крайней мере, приблизительно такова система в большинстве гуманитар­ных вузов.
Все сказанное дает представление о формальных требовани­ях к диплому и о ритуале защиты, но мало что объясняет по сути этого самого диплома. Прежде всего, почему, чтоб окончить вуз, надо писать диплом?
Кстати, совсем не во всех зарубежных университетах требуют этого. Есть страны, где окончить курс на нескольких различных уровнях можно и без написания дипломной работы. В других стра­нах есть первая ступень вузовского обучения, соотносимая в об­щем и целом с нашим дипломом, но она не называется полным высшим образованием и для нее просто надо сдать определен­ный набор экзаменов или, по желанию, представить работу более скромного масштаба, типа курсовой.
В других странах есть несколько ступеней высшего образова­ния и «стажировок», каждая ступень завершается выпускным со­чинением. Самое капитальное из этих сочинений там именуется «диссертацией», пишется эта диссертация в аспирантуре, а в ас­пирантуру идут лишь те, кто намерен остаться в науке. В разных странах эта ступень обозначается разными словами, я называю ее на английский манер, что принято теперь уже повсеместно, PhD (Philosophy Doctor, доктор философии). Так титулуются все кан­дидаты и доктора гуманитарного профиля, от социологов до пре­подавателей греческого языка. Для других областей применяют­ся другие сокращения, например MD — Medicine Doctor.
Как известно, для получения кандидатской степени (PhD) надо написать диссертацию, в то время как для аттестата о высшем образовании надо написать дипломную работу.
Дипломная работа — профессиональная проверка, это не дис­сертация, которая — проверка академическая. Диссертация дол­жна быть оригинальна; в диссертации кандидат доказывает, что как ученый он может поспособствовать развитию науки, которой намерен заниматься. Диссертацию защищают не в двадцать два года, как диплом, а в более зрелом возрасте, порой даже в сорок или в пятьдесят лет, хотя, конечно, бывают и очень молодые дис­сертанты. Почему требуется так много времени на раскачку? Именно потому, что речь идет об оригинальной работе, для кото­рой следует, естественно, быть знакомым с тем, что сказали на эту тему другие ученые, но и вдобавок следует «открыть» что-то свое, чего другие ученые не говорили. (Когда говорится об «от­крытиях» в гуманитарной области, это не что-то эпохальное вро­де деления атомного ядра, теории относительности или лечения рака. «Открытия» могут быть довольно скромными, в частности, «научным» результатом считается и новое прочтение и истолко­вание классического текста, и находка рукописи, проливающей дополнительный свет на биографию писателя, и систематизация материала по какому-либо вопросу, придающая единство набору идей, раскиданных всюду понемножку).
В любом случае, диссертант создает труд, с которым, хотя бы по идее, другим специалистам необходимо быть знакомыми, по­скольку в нем содержится что-то новое (см. раздел II, 6, 1).
Похоже ли положение с дипломной работой? Не похоже. Дип­лом пишется в двадцать два года, когда человек сдает выпускные университетские экзамены, диплом не является завершением дол­гого продуманного труда, свидетельством окончательной зрелос­ти. Дипломы лучших студентов, бывает, не уступают диссертаци­ям, но вообще диплом — вещь более скромная. Университет не требует новаторства любой ценой. Правомерны и дипломы-ком­пиляции.
В компилятивной дипломной работе студент просто демонст­рирует, что сумел критически переработать большую часть суще­ствующей литературы (то есть книг и статей, посвященных теме диплома) и внятно изложить прочитанное, соотнося различные точки зрения, предлагая таким путем толковый обзор, не исклю­чено, что полезный в качестве информации для серьезных специ­алистов, которые не занимались этим частным вопросом.
Из этого вытекает первый совет: понять, какую работу вы намечаете, компилятивную или исследовательскую. Исследова­тельская будет более долгой и трудоемкой. Компилятивная тоже может оказаться долгой и трудоемкой (существуют компиляции, на которые ушли годы) но, как правило, с компиляцией меньше хлопот и меньше риска.
Выбрать диплом-компиляцию не значит отрезать себе путь в науку. Компиляция вполне может быть проявлением особой серь­езности молодого научного работника, который, прежде чем на­чать изобретать, изучает материал дотошно, досконально, по до­кументам.
Противоположным типом являются дипломы с претензией на исследование, носящие, однако, следы поспешности, и это пло­хие дипломы, они раздражают читающего и никак не обогащают писавшего.


I.2. Кому адресована эта книга
В общем, выбор между дипломом-компиляцией и дипломом-исследованием зависит от зрелости и работоспособности студента. Часто, увы, на этот выбор влияют и материальные причины. Несомненно, у студента-заочника или вечерника меньше време­ни, меньше сил и часто меньше средств, а следовательно, меньше возможностей для длительного научного разыскания (в частно­сти, связанного и с покупкой дорогих редких книг, и с поездками в далекие архивы и библиотеки, на конференции и так далее).
Увы, я не могу посоветовать, как решить эту проблему. Во всем мире и во все времена наука была привилегией богатых. В наше время появились стипендии, гранты на поездки, обмен с иност­ранными вузами. Нельзя сказать, чтобы это решало все проблемы и для всех студентов. В идеале, конечно, хорошо бы государство оплачивало учебу, как работу, поддерживало талантливых уче­ных, и хорошо бы перестали требоваться «корочки» «для проформы» при поступлении на службу, продвижении по службе, прохождении по конкурсу.
Однако наши университеты отражают наше общественное устройство, и такова жизнь, и мы можем только мечтать, чтобы сту­денты любого происхождения имели равные перспективы. А пока я могу посоветовать, как успешнее решать проблему дипломной работы при том времени, каким вы располагаете, с теми сред­ствами, которые имеются в наличии, и исходя из индивидуальных наклонностей каждого. При подобной системе, естественно, многие учащиеся пишут дипломную работу из-под палки, потому что иначе им не дадут диплом о высшем образовании, и они не получат тех привилегий, ради которых шли в университет. Это могут быть и студенты лет сорока. Если они думают найти у меня рекомендацию, как им спра­виться с дипломом за месяц, получить любую отметку и покон­чить с этим делом, ответ простой: эту книгу им читать не надо.

Они — жертвы дурацкой бюрократической машины, они вынуждены защищать диплом ради проформы, и для них я предлагаю два решения: (1) либо потратить определенную сумму и заказать текст умелому человеку, (2) либо взять чужой диплом, защищен­ный где-то далеко и давно. Лучше не списывать с опубликован­ных текстов, даже с иностранных, потому что мало-мальски сведущему преподавателю они, возможно, попадались. Но, в общем, не так уж невозможно защитить в Милане диплом, некогда про­шедший комиссию в Катании; конечно, следует заранее навести справки о руководителе и оппоненте, не работали ли они прежде в Катанийском университете. Так что, как видим, и вариант с пла­гиатом содержит элемент исследовательской работы!
Понятно, что вышеприведенные советы противозаконны. Это все равно что наущать: «Если тебя привезли на "скорой помощи", а врач отказывается тебя осмотреть, души его за глотку». В обоих случаях речь идет о реакциях отчаяния. Я даю парадоксальные советы именно чтобы подчеркнуть, что в задачу автора не входит упорядочение социального устройства и существующего законо­дательства.
Вернемся к книге. Она адресована тем, кто, не будучи милли­онером и не имея в распоряжении десяти лет для университетских штудий после кругосветного круиза, намерен посвящать дип­лому разумное время, несколько часов каждый день, и хочет написать такую работу, которая даст ему определенную интеллектуальную радость и будет в какой-то степени полезна даже после университета; тому, кто, определив сам для себя границы (пусть даже скромные) намеченной задачи, желал бы выполнить работу с серьезностью. Серьезно можно подходить и к собиранию фантиков, были бы фантики рассортированы по темам, периодам, стилям. Если решили не заходить раньше 1990 года, прекрасно; лишь бы с 1990-го и дальше было собрано все, что возможно. Конечно, останется некоторая разница между вашей коллекцией и Лувром, но хорошая коллекция фантиков лучше, чем плохая кар­тинная галерея. То же относится и к диплому.


НАЗАД | ВПЕРЁД