- В былое время университеты были элитарными. Туда поступали дети тех, кто сам
кончал университет. За редкими исключениями, студенты, кроме учебы, ничего не
делали. Учеба шла неторопливо, порция науки — и добрая порция студенческих так
называемых голиардических развлечений вперемежку с членством во всяких клубах.
Каждая лекция была событием. После лекций активные студенты подходили к
профессору, после занятий заходили на кафедру, в семинарах у аспирантов бывало
по десять — пятнадцать человек, не более.
Сегодня во многих университетах Америки группы также не превышают десяти,
максимум двадцати студентов: те заплатили за курс столько денег, что вправе «использовать»
преподавателя на всю катушку. В колледжах типа Оксфорда у каждой группы
студентов имеется профессор (тьютор), который руководит их научной работой, и у
него может быть только один или два подопечных за весь академический год.
Тьютор ежедневно проверяет, как идет у них работа.
Если бы у нас дело обстояло так же, незачем было бы публиковать эту книгу...
хотя, наверно, какие-то советы могли бы пригодиться и вышеописанному
учащемуся-счастливцу. Но у нас высшее образование носит массовый характер. В
университеты идет молодежь любых социальных слоев, после каких угодно школ, так
что на факультете философии или на отделении классической филологии оказываются
люди, не учившие в школе/лицее ни греческого, ни даже, бывает, латыни. Есть
мнение, что без латыни можно обойтись в жизни — это само по себе спорно, но
бесспорно, что философам и литературоведам она все-таки необходима.
Есть факультеты, где студентов на курсе по нескольку тысяч. Профессор узнает в
лицо тридцать из них, самых активных. При
помощи аспирантов, младших преподавателей и стажеров ему удается кое-как обучать
в общем и целом сотню. В этой сотне большинство — обеспеченные дети, выросшие в
культурной среде, они ходят на выставки, фестивали, путешествуют за границу.
А за пределами сотни — остальные. Те, кто учится и работает и, возможно, с утра
до вечера пишет бумажки в домоуправлении в таком дремучем городишке, где на
десять тысяч жителей нет даже книжного ларька. Те, кто в науке разочаровались и
стали политическими активистами, но и они для высшего образования должны как-то
написать диплом. Те, у кого так мало денег, что покупка учебников к экзамену —
проблема, те, кто прикидывает, сколько надо заплатить за книги к каждому
семинару, и выбирает тот курс, который дешевле.
Студенты приходят на лекцию, э. в аудитории сесть негде. Они хотят поговорить с
профессором, но к нему очередь двадцать человек, а им надо не опоздать на
последнюю электричку, потому что о ночи в гостинице нет и речи. Им никогда никто
не объяснял, как искать в библиотеке книгу и в какую идти библиотеку. Часто они
не знают, что книги можно выписать по межбиблиотечному обмену или что существует
выдача книг на дом.
Мои советы предназначены в основном им. Или выпускникам школ и лицеев,
готовящимся к университету и желающим хоть как-то уразуметь, что кроется под
загадочным словом «защита».
Всем этим читателям сообщу по крайней мере две вещи:
— можно сделать достойную работу, даже стартовав со слабых позиций;
— можно воспользоваться этим случаем (даже если все годы учебы вы испытывали
лишь тоску и раздражение) и получить удовольствие от научной работы, не
хватаясь за всякое знание без разбору, а приобретая опыт критического подхода, и
выработать способность (которая пригодится вам в будущем) точно определять
проблемы, методично их решать и грамотно излагать свои выводы.
- При этом хочу подчеркнуть, что в моей книге нет ни советов, как заниматься
наукой, ни стремления убедить кого-то в
ценности этого дела. Здесь просто прочерчивается путь, по которому следует
идти, чтобы в определенный день и час перед определенной комиссией вы могли
положить пачку листов в переплете, соответствующую нормативам, состоящую из
нужного числа отпечатанных страниц, и чтоб этот диплом предположительно как-то
соотносился с вашей специальностью, и чтобы он не поверг оппонентов в состояние
грустной задумчивости.
Подчеркиваю снова: никто не может сказать вам, что именно писать в дипломе. Это
остается вашей личной проблемой. Я могу вам сказать: 1) что называется дипломной
работой; 2) как выбрать тему и рассчитать сроки по этапам; 3) как организовать
литературу; 4) как организовать собранный материал; 5) как закрепить на бумаге
результат. Имейте в виду, что самая трудная часть — последняя. Та, что кажется
самой неважной. Между тем она единственная, где следует соблюсти довольно
жесткие нормы.
- Диплом, описываемый в этой книге, — работа для гуманитарного факультета.
Поскольку мой собственный опыт ограничивается факультетами философии и
филологии, естественно, большинство примеров взято из этих наук. Но в указанных
выше рамках предлагаемые мною критерии подходят и для стандартного диплома по
политологии, педагогике, юриспруденции. Если проблемы ставятся в историческом
или общетеоретическом плане (но не в экспериментальном и не в прикладном), моя
модель скорее всего сможет работать и в случае таких факультетов, как
архитектурные, экономические, коммерческие и некоторые технические (зависит от
темы). Но все-таки необходима осторожность.
- Идут разговоры о реформе университетской системы. Похоже, скоро будет два
или даже три уровня высшего образования.
Встает вопрос, не утратят ли смысла мои советы.
Я думаю, что если будет несколько уровней защит, по типу, существующему во
многих зарубежных странах, создастся ситуация наподобие той, которую я описываю
в разделе I.1. Будут защищаться сперва, на первом уровне, дипломные работы на
аттестат о высшем образовании (собственно дипломы), а потом, на втором уровне,
работы на докторскую степень (диссертации).
Некоторые технические советы, которые даны в этой книге, могут пригодиться
также для оформления кандидатской диссертации.
- Мой коллега Чезаре Сегре прочел эту книгу и сделал ряд ценных поправок.
Поскольку многими из них я с наслаждением воспользовался, а многие другие в
своем упрямстве отверг, он не в ответе за конечный продукт. Разумеется, я всей
душой ему благодарен.
- Последняя оговорка: обращаясь к читателям, я, конечно, имел в виду как
студентов, так и студенток, как профессоров, так и профессорш. Поскольку в нашем
языке не принято выражаться двусмысленно в духе английского «person», я не стал
писать «учащаяся особа» или «дипломосочиняющее лицо».
НАЗАД |
ВПЕРЁД