II.6.3. Как превратить журналистскую тему в научную?
Известно, что с некоторых пор в крупных центрах появились десятки и десятки радиостанций, что есть по две, три или четыре станции на каждый населенный пункт в сотню тысяч жителей, и есть своя станция практически в каждом поселке. Это станции либо политические, либо коммерческие. Их законный статус не вполне определен, но так как закон, как водится, расплывчат и переменчив, то между тем как пишутся эти строки (или будет пи­саться ваш диплом) и до момента выхода книги (или защиты ва­шего диплома на комиссии) картина, безусловно, преобразится неоднократно.
Поэтому первым делом вам следует обозначить как можно более четко географические и временные границы вашего иссле­дования. Они могут быть крайне узки («Независимое радиовеща­ние, январь - декабрь ... года»), но охват должен быть всесторо­нен. Вы можете сосредоточиться только на миланских станциях. Но миланские станции вы обязаны прочесать все. В противном случае ваша работа будет неполной. Если упущена хоть одна стан­ция, есть опасность, что упущена та, которая передавала самые важные программы, владела самой большой аудиторией, распо­лагала самым культурно разнообразным набором ведущих и на­ходилась в самом показательном районе (будь то центр, конкрет­ный квартал или периферия).
Вы хотите обработать выборочный материал по тридцати стан­циям со всей Италии? Тогда необходимо строго формализовать отбор образцов. Если в масштабах Италии на каждые три поли­тических передатчика приходится пять коммерческих (или на пять левых станций одна ультраправая), в вашей эталонной выборке не должно быть двадцать девять политических и вдобавок левых (или наоборот), потому что в этом случае даваемый вами отчет о феномене будет соответствовать состоянию ваших желаний или опасений, но никак не будет соответствовать реальности.
Вы решаете, скажем (предпосылка, подобная предположению о вероятном бытовании кентавров), что отказываетесь от рассмот­рения радиоточек в том виде, каковы они в реальности, и вместо этого разрабатываете модель идеальной независимой станции. Но имейте в виду: проект, с одной стороны, должен быть органичен и реалистичен (вы не можете закладывать в проект употребление аппаратуры, которой не существует в мире или которая не по день­гам малому частному предприятию); с другой стороны, модель не может создаваться без учета реальных тенденций, а значит, даже при такой гипотезе необходимо провести предварительный анализ.
Начнем с того, что вы обязаны сформулировать критерии по­нятия «независимое радио», чтобы сделать предмет исследова­ния узнаваемым.
Считаете ли вы «независимыми» только радиоканалы левой ориентации? Или только станции маленьких полуподпольных групп? Или «независимые» в вашем представлении — это стан­ции, независимые от каналов-монополистов, в том числе силь­ные и разветвленные чисто коммерческие фирмы? Или основной для вас параметр — территориальный, и вы считаете по-настоя­щему независимыми от нашего государства только радиостанции карликовых стран — Сан-Марино или Монте-Карло? При любом варианте вы обязаны сформулировать критерии и объяснить, по­чему определенные феномены вы учитываете, а другие исключа­ете из поля обзора.
Конечно, критерии должны быть системны, а используемая вами терминология — однозначна. Оговорите сразу, что в вашем понимании «независимые станции» — только те, которые выра­жают крайне левое мировоззрение. Поскольку большинство лю­дей причисляет к «независимым радиостанциям» и левых и не­левых, они могут ошибочно подумать, что вы либо имели в виду и левых и не-левых, либо полагали, будто не-левых не существу­ет. Не дезориентируйте читателей, объясните им все и сразу.
Объясняя, вам придется провозгласить, что вы оспариваете определение «независимое радио» применительно к станциям,
которые не будете изучать (и пусть ваше заявление подкрепляет­ся аргументами). Или попросту изберите для радиостанций, ко­торыми займетесь, более конкретное имя.
После прелиминарии начинайте описывать структуру незави­симого вещания в организационном, экономическом и юридичес­ком разрезе. Если на каких-то станциях есть штатные работники, а на других сменяют друг друга энтузиасты по вахтовому графику, отметьте это в таблице организационных типологий. Проверьте, обладают ли выделенные виды общими характеристиками, позво­ляющими выстроить абстрактную модель независимого канала, — или же термин «независимое радио» включает в себя пестрый на­бор разноплановых явлений? Такой подход имеет, в частности, и практический смысл, поскольку, пожелай вы учредить независи­мую радиостанцию, вам непременно понадобится знать, как стро­ится оптимальная структура.
Чтобы выстроить порядочную типологию, следует, естествен­но, начать с таблицы и заложить в нее параметры сравнения раз­ных станций. Столбцы отведутся радиостанциям, а графы — ста­тистике определенных характеристик. Вот самая приблизитель­ная таблица, урезанная до микроскопичности. Она содержит толь­ко четыре параметра: профессионализм ведущих; соотношение музыки и текстовых кусков; реклама; политическая ангажирован­ность. Ниже я разбираю семь вымышленных радиоканалов.

  Радио

Бета

Радио

Гамма

Радио

Дельта

Радио

Аврора

Радио

Центр

Радио

Поп

Радио

Канал 100

Ведущие-профессионалы - + - - - - -
Преобладание музыки над словом + + - + + + +
Присутствие рекламы + + - - + + +
Выраженная политическая ориентация + - + + - + -

Эта таблица показывает, скажем, что «Радио Поп» основана политически ангажированными непрофессионалами и что «Ра­дио Поп» отводит больше времени музыке, нежели текстам, и дает рекламные объявления. В то же время из таблицы явствует, что ни реклама, ни преобладание музыки над текстами не противоре­чат политической ориентированности, как можно видеть на при­мере двух входящих в отобранную группу радиостанций, хотя имеется и такая станция, где идейность сочетается с преоблада­нием слова над музыкой. С другой стороны, нет ни одного непо­литического канала, где бы отсутствовала реклама и текстов было бы больше, чем музыки.
Эта таблица абсолютно гипотетична, она охватывает крайне мало параметров и крайне мало радиостанций. Поэтому она не могла бы служить нормальной базой для достоверных аналити­ческих выводов. Это только мини-образчик подхода.
Далее. Откуда брать эти данные?
Источников три: официальные документы, свидетельства уча­стников и разбор радиовещания.
Официальные документы — обычно самый надежный источ­ник, но о независимых станциях мало что можно найти... По за­кону, все радиостанции должны быть официально зарегистриро­ваны в государственных органах. По тому же закону, должны оформляться и нотариальные записи: протоколы об учреждении ком­паний, акты заседаний. Но отнюдь не гарантировано, что вам по­зволят с ними ознакомиться. Может быть, в будущем законода­тельство изменится, и деловые бумаги предприятий станут более доступными, но пока что подобраться к документам трудновато. В этих официальных документах обязательно содержатся назва­ние станции, отведенный ей диапазон радиоволн, выделенное эфирное время. Диплом, в котором будут приведены хотя бы эти сведения, но обо всех станциях, уже только поэтому представля­ет собой определенную исследовательскую ценность.
Свидетельства участников. Берутся интервью у сотрудников радио. Сказанное ими составит объективный материал — только
должно быть четко указано: цитируется именно то, что утверж­дают они; критерии сбора интервью должны быть унифицирова­ны. Надо создать анкету, и чтобы все отвечали на одни и те же вопросы, базовые для вашего исследования; и чтобы отказ дать ответ на какой-то вопрос тоже протоколировался. Не обязательно анкета должна быть сухой и конспективной, содержать одни «да» и «нет». Если все главные редакторы выступят с программными заявлениями, протокольный свод всех их заявлений может соста­вить полезный документ.
Остановимся на понятии «объективный материал» в данном конкретном случае. Если главный редактор заявляет: «Мы не преследуем политических целей и не получаем финансирований», — это, возможно, не соответствует действительности, однако пред­ставляет собой объективный материал — сам тот факт, что ра­диостанция желает представать перед публикой в таком обличье. Самое большее, что вы можете себе позволить — полемизиро­вать с этим заверением, выполнив критический разбор передач этой станции. См. об этом ниже, в разделе о третьем источнике информации.
Мониторинг вещания. Это тот аспект вашей деятельности, по которому сразу понятно, серьезный у вас подход или дилетант­ский. Исследовать программы независимого радио означает сле­дить за ними полными сутками, скажем, неделю, час за часом, создавая что-то наподобие радио-протокола, куда будет записано, что они передавали и в какое время, какой продолжительности у них стандартная передача, какой процент музыки и какой — «го­ворильни», бывают ли дискуссии, и если да, на какие темы, кто в них участвует, и далее в этом духе. В диплом, конечно, нельзя вместить все то, что передается этими каналами за неделю, но можно выбрать самые показательные моменты (комментарии к музыкальным блокам, реплики в дискуссиях, приемы обработки новостей), из которых складывается художественное, лингвисти­ческое и идейное лицо рассматриваемой станции.
Существуют образцы радио- и телевизионных протоколов, разработанные несколько лет назад болонским научно-исследовательским институтом ARCI. Сотрудники института занимались хронометрированием новостей, изучали повторяемость словесных формул и иные своеобразные характеристики программ. Имея подобные протоколы вещания разных радиостанций, вы можете приступать к сравнениям: скажем, как преподносились одна и та же песня или одно и то же политическое событие на двух или нескольких передающих каналах.
Вы можете также сравнить независимые передачи с програм­мами крупных монопольных каналов: соотношение музыки и тек­ста, соотношение актуальности с занимательностью, соотношение общего времени с рекламным, классической музыки с эстрадной, отечественной с зарубежной, эстрады ностальгического типа с молодежной и в этом духе. Как видите, системное прослушивание, с магнитофоном и карандашом, может предоставить вам такие воз­можности, которые не вытекают из бесед с сотрудниками.
Иногда простое сопоставление объявлений разных рекламо­дателей (пропорциональная доля объявлений ресторанов, кино­залов, издательств и так далее) дает ценнейший материал для вы­водов о финансировании (в ряде случаев — замаскированном) некоего канала. Главное условие: не поддаваться впечатлениям и не кидаться яркими догадками типа «в полдень передают поп-музыку и рекламу «Панамерикан»! Это проамериканский канал». Сперва проследите, что они передают в час, в два, в три, в поне­дельник, во вторник, в среду.
Если радиостанций много, вам надо выбрать одно из двух: или прослушивать все одновременно, организовав регистрирующий пульт — по магнитофону на программу (и это предпочтительная методика, поскольку она позволяет составлять сравнительные протоколы на один и тот же временной отрезок), либо отвести на каждую станцию по неделе. Но во втором варианте вам придется работать очень плотно, не делать перерывов, дабы не попасть в противоположные периоды, разделенные полугодом или годом, поскольку в радиокультуре смена мод и манер происходит быст­ро и часто, и не имеет, думается, смысла соотносить январские программы «Радио Бета» с августовскими программами «Радио Аврора», поскольку за месяцы промежутка «Радио Бета» мало ли куда могло уйти.
Допустим, вам удалось выполнить всю эту работу. Чем же те­перь заниматься? Великим множеством вещей. Перечисляем их лишь частично:
— Решите, что вам делать с рейтингом. Тут никаких официальных данных быть не может. Заверениям сотрудников радиоканалов верить нельзя. Единственная альтернатива — опрос широких групп населения методом выборочного обзвона: «Какой канал вы сейчас слушаете?» Этот метод на вооружении у государствен­ного радиовещания. Он требует подготовленных структур и сто­ит денег. Лучше отказаться от показателей популярности, но только не надо писать: «Большинство населения слушает "Дель­ту" лишь на основании свидетельств пятерых ваших родствен­ников. Проблема с выяснением рейтинга наглядно показывает, что даже в работе над современным материалом необходимо соблюдать научный подход — и что соблюдать его бывает до­статочно трудно. Гораздо проще изучать древнеримские анналы.
— Проанализируйте отражение в печати и (при наличии) крити­ческие отзывы о выбранных вами каналах.
— Составьте выборку нормативов по данному вопросу, проком­ментируйте ее, проследите, как на одних каналах обходят эти нормы, а на других соблюдают, и какие проблемы в связи с этим обнаруживаются.
— Расставьте акценты в отношении партийных симпатий.
— Попробуйте создать сравнительные таблицы рекламных рас­ценок. Вполне может оказаться, что сотрудники радиокана­лов не пожелают выдавать вам цифры или солгут; не огорчай­тесь. Услышав на «Радио Дельта» рекламу ресторана «Пинии», пойдите в «Пинии» и спросите у директора. Не исключено, что он охотно вам скажет, во что обходится ресторану минута рекламы в радиосети.
— Возьмите какое-то политическое событие (скажем, выборы) и рассмотрите, как прореагировали на него ваши подопытные станции.
— Проанализируйте с лингвистической точки зрения их стиль вещания (воспроизводят ли они стиль государственного радио, подражают ли американским диск-жокеям, используют ли терминологию политиков, стараются ли употреблять диалектизмы, жаргон и проч.)
— Постарайтесь отметить влияние «независимых» каналов, если оно существует, на официальные (тематика, выбор программ, языковые заимствования).
— Проследите, высказывались ли о ваших независимых станци­ях видные политические деятели, официальные лица, культур­ные знаменитости. Три высказывания потянут только на жур­нальную заметочку, однако подборка из сотни мнений — это уже обзор.
— Подберите всю известную вам литературу, от зарубежных ис­следований на эту тему до статеек в провинциальной прессе, чтобы создать как можно более полную библиографию по вопросу.
Ясно, что вы не обязаны делать все, что включено в этот спи­сок. Что-то одно, сделанное с умом и уменьем, составит исчер­пывающую дипломную работу. И в то же время не только пере­численными вещами можно заниматься на вашем месте. Я про­сто набросал кое-какие примеры, чтобы показать, как даже на материале, столь далеком от «академизма», и при отсутствии кри­тической литературы можно выполнить научную работу, полез­ную для людей, пригодную для включения в более обширный оперативный контекст, необходимую всем, кто пожелает разраба­тывать тему вслед за вами, и очищенную от догадок, фантазий и легкомысленных обобщений.
Так все-таки, наконец: научную или политически актуальную работу вам писать! Такого вопроса не существует. Абсолютно научно и исследование по идеям Платона, и по идеям политичес­кой молодежной группировки, организованной в текущем году. Если вы человек серьезный, хорошенько поразмыслите, браться ли вам за вторую из этих тем, ибо она гораздо труднее первой и требует гораздо большей научной зрелости. Прежде всего в ней плохо то, что для работы над этой темой нет подходящей библио­теки. Библиотеку, если уж на то пойдет, придется основывать вам. Словом, возможен строго научный подход к «журналистской» теме. И может оказаться чисто журналистской работа с таким на­званием, которое побуждало ожидать научности.
НАЗАД | ВПЕРЁД