II.7. Как не дать научному руководителю сесть вам на шею?
Будущий дипломник или выбирает себе тему сам, или идет за нею к профессору.
Профессор, предлагая студенту тему, руководствуется одним из двух критериев:
либо он берет нечто из собственного репертуара, что ему хорошо известно и
позволит руководить дипломом без усилий, либо выбирает нечто такое, что они оба
знают недостаточно и что хотели бы изучить лучше.
Скажем сразу, что вопреки видимости именно второе предложение честнее и
благороднее. Преподаватель намеревается по мере работы над дипломом расширять и
собственный горизонт, дабы давать студенту добросовестные советы. Он поможет
дипломнику в работе и обретет что-то новое для себя. Обычно руководитель
выбирает тему второго типа, если действительно доверяет дипломнику. В этих
случаях он уведомляет его с самого начала, что сюжет этот нов и для него и что
он хочет углубить свои знания. Некоторые профессора отказываются руководить
работами на слишком заезженные темы; хотя при нынешней массовости образования,
строптивцы, как правило, укрощаются и идут навстречу унылой необходимости.
Бывают тем не менее случаи, когда руководитель замышляет масштабную работу,
имеет нужду в сборе информации и хочет использовать дипломников как поисковую
команду. Тогда он начинает заворачивать своих выпускников в эту узкую область
науки. Если преподаватель — экономист, изучающий развитие промышленности за определенный период, он станет раздавать проблемы по отраслям
промышленности, осваивая по кускам широкую панораму. Что ж, подобный подход не
только правомерен, но и полезен для науки. Пусть дипломные работы студентов
вливаются в просторное русло коллективного проекта. К тому же подобный подход
и полезен, и функционален: студент не только уверен, что его руководитель
предельно информирован в отношении предмета, но и сможет сверяться, как с фоном
для сравнений, с дипломами других студентов по сопредельным и пограничным темам.
Если работа окажется удачной, у студента есть шанс опубликовать полученные
результаты (или часть их) в отдельной или коллективной научной работе.
Дело, однако, может принять и неприятный оборот, если:
1. Преподаватель настолько заворожен собственной темой, что жмет на дипломника,
который вообще-то не имел желания заниматься этим вопросом. Тем он превращает
студента в вялого невольника, таскающего воду на чужую мельницу. Сочинение его
выходит настолько блеклым, что профессор, оформляя свое исследование в книгу,
берет натасканный студентом материал и даже не цитирует источник, поскольку в
источнике не содержалось никаких выраженных мыслей.
2. Преподаватель человек непорядочный, заставляет работать на себя студентов,
заставляет нарабатывать материал, который потом использует. Иногда, впрочем,
трудно понять, где непорядочность, а где простая безалаберность. Допустим,
руководитель помогал дипломнику с азартом, напредлагал ему кучу идей, минуло
время, и он уже не различает, какие идеи предложил он сам, какие выдумал
студент. Так после бурного публичного обсуждения какого-то вопроса мы уже не в
состоянии припомнить, в чем состояли исходные пункты, что привнесли мы сами и
что — другие.
Как застраховаться от подобных опасностей? Ну, во-первых, студент за годы учебы,
наверно, не раз говорил с друзьями о преподавателях, наверно, он знаком и с
выпускниками университета и представляет себе личность того или иного сотрудника
кафедры.
Студент читал его статьи и книги и обратил внимание на то, процитированы ли
источники материалов и в каком виде они процитированы. Кроме этого, играют роль
неуловимые факторы: доверие, приязнь.
Вдобавок боже упаси превратиться в жертву невроза, которая считает себя
обокраденной, если хоть кто-то заикается хоть о чем-то напоминающем рассуждения
его диплома. Если вы сочиняете текст, предположим, о связях дарвинизма с
ламаркизмом, вы, должно быть, обратили внимание, читая критическую литературу,
какая уйма предшественников уже высказалась по дорогому вам вопросу и сколько
соображений повторилось от ученого к ученому. Следовательно, вы не станете в
позу ограбленного гения, если через некоторое время преподаватель, или какой-то
его ассистент, или кто-то из ваших знакомых займутся той же темой, над которой
работали вы.
Плагиатом в научной среде считаются, кроме списывания, еще и использование
экспериментальных данных конкретного опыта, заимствование текстологии рукописей,
которые до того не расшифровывались, использование готовой статистики, и все
это без отсылки к источнику (ибо депонируя ваш диплом в деканате и в библиотеке
университета, вы тем самым публикуете его), а также кража чужого перевода
иностранного текста, прежде не переводившегося или переводившегося другими
словами.
В любом случае, без параноидальности, но все же постарайтесь понять, входит ли
ваша тематика в чей-то коллективный замысел и если входит, то устраивает вас
это или нет.