II.6.2. Историко-теоретические темы или злоба дня?
Коли так, приводившийся выше вопрос мы переформулируем: что полезней — работа,
основанная на эрудиции, или же связанная с практическим опытом, с прямой
социальной ответственностью! Иными словами, что полезнее — писать диплом о
знаменитых людях и об их классических произведениях, или писать диплом,
предлагающий активные выходы на современную жизнь? (Скажем, в теоретическом
разрезе: понятие эксплуатации в неокапиталистической идеологии. Или в
практическом плане: условия жизни барачников на периферии Рима).
Вопрос, конечно, нелепый. Каждый выберет что ему созвучно, и если студент
произучал четыре года романскую морфологию, с чего бы ему писать диплом по
барачникам? Так же абсурдно требовать высшего «научного смирения» от того, кто
все университетские годы занимался Пазолини, и заставлять его защищаться по
рыцарским легендам.
Но вообразим себе студента, переживающего момент растерянности, задающего себе
вопрос, зачем вообще нужна учеба в университете и, особенно, дипломная работа.
Допустим, у этого студента ярко выражены политические и социальные интересы, и
он боится изменить призванию, поддавшись «академичности» и «книжности».
Если он уже имеет опыт политического и социального дела, дающий материал для
обобщений и для выводов, пускай он задумается: как научно переработать этот
запас.
Но если этот опыт пока не накоплен, рискну заметить, что вопрос мне
представляется только проявлением хоть и благородных, но наивных чувств. Мы уже
видели, что привычка к исследованию, прививаемая дипломом, крайне полезна для
нашей будущей жизни (профессиональной, политической, какой хотите) и не столько
в отношении темы, которая будет изучена, сколько в качестве тренировки ума,
приучения себя к строгости, приобретения привычки к труду.
Парадоксально, но из этого вытекает, что политически активный студент свободно
может избирать своей темой, скажем, указательные местоимения в трактатах по
ботанике восемнадцатого века. Или теорию импетуса в догалилеевском
естествознании. Неэвклидову геометрию. Учреждения церковного права. Мистицизм
исихастов. Средневековую арабскую медицину. Подпункт гражданского
законодательства «О соблюдении общественного порядка при проведении публичных
аукционов».
Можно гореть политическими интересами, например профсоюзными, и проявить их в
исследовании истории рабочего движения в девятнадцатом веке. Чтоб уяснить
специфику средств пропаганды в эксплуатируемых слоях общества, полезно
исследовать стиль, распространение, композицию народных лубков в
возрожденческую эпоху.
Скажу больше: студенту, который до сих пор был погружен исключительно в
политическую и социальную борьбу, я посоветовал бы как раз работу такого рода,
а не отчет о собственной практической деятельности; ибо ясно, что этот диплом —
последняя для него возможность расширить исторический, теоретический,
технический кругозор и обучиться составлять документированные досье. Не говоря
уж о том, чтобы четче осмыслить теоретические и исторические основания
собственной политической платформы.
Разумеется, это мое личное мнение. И в частности, именно для того, чтобы уважить
противоположную точку зрения, теперь я залезу в шкуру того, кто, беззаветно
преданный политике, желает приобщить дипломную работу к своему реальному делу,
а свой практический опыт отобразить в дипломе.
Это вполне осуществимо, есть все предпосылки успеха. Только надо с предельной
четкостью соблюдать правила — именно ради уважения к идее.
Не так уж редко дипломники приносят на защиту кипы листовок, отчеты о
дискуссиях, сводки и справки, статистические таблицы, бывает, позаимствованные
у какого-то предшественника, и все это именуют «идейно выдержанным дипломом».
Комиссия перед лицом подобного, по неведению, лени или же опасаясь демагогии,
сплеча одобряет и переходит к следующему дипломнику. По существу же имеет место
издевательство, при этом даже не над научными, а над идейными ценностями.
Есть серьезная политика и политика безответственная. Политик, прогнозирующий
развитие чего-либо без солидной информированности о положении в обществе —
демагог, если не преступник. Стряпая идейный диплом без научных критериев,
такие люди оказывают крайне дурную услугу собственному политическому лагерю.
Мы уже останавливались в разделе II.6.1 на понятии научности и ее необходимости
для серьезного политизированного исследования. Однажды я видел студента,
работавшего над темой «Массовые коммуникации» и убеждавшего комиссию, что он-де
провел «опрос» по темам телевидения среди рабочих и служащих определенного
региона. Как выяснилось, он записал на кассету беседу с десятком пассажиров
электрички по дороге в университет и обратно. Разумеется, результат этих
времяпрепровождений нельзя именовать опросом общественного мнения. И не только
потому, что отсутствовали нормы подконтрольности, неотъемлемые от идеи опроса
мнения, но и потому, что обретенные таким способом плоды оказались настолько
тривиальными, что
не стоило трудиться опрашивать. Не покидая своей комнаты, можно было
предугадать, что из десяти респондентов большинство поведает, что предпочитает
футбол не в записи, а в прямом эфире. Псевдоопрос на тридцати страницах с
подобным результатом — обыкновенное фиглярство. А для сочинителя еще и
самообман, сочинитель пыжится, будто набрал «объективных» данных, а на самом
деле он неопрятно подкрепил априорные интуитивные догадки.
Риск создать поверхностную работу повышается именно в случае «политически
заостренных» дипломов. Причин тому две: а) потому что в истории и в филологии
бытуют традиционные методы работы, от которых не уйти — а работа с текущими
социальными феноменами часто требует изобретения новых подходов, и поэтому
хорошую работу на политически злободневном материале сделать труднее, чем в
случае спокойного исследования истории; б) потому что «американизированные»
методологии, заполонившие мир, вознесли на пьедестал
статистически-квантитативные модели, порождая гигантские исследования, не
имеющие отношения к реальной жизни, из-за чего политизированная молодежь
шарахается от этой социологии, которая не больше чем «социометрия», и, на их
взгляд, — служанка верхушки общества и ее идеологическое прикрытие. Отвращение к
таким методологиям склоняет студентов вообще ничего не исследовать, а складывать
вместе в качестве дипломов вороха листовок, воззваний и голословных
теоретических заявлений.
Как предотвратить этот риск? Разными способами. Читайте серьезные работы по
аналогичным темам. Не бросайтесь проводить социологическую работу, если не были
на стажировке в профессиональной опросной группе, не отработали методы сбора и
анализа данных. Не надейтесь осуществить за какую-то неделю сбор материала,
обычно это — затяжное дорогостоящее дело.
Но поскольку тип сложностей зависит от сферы и темы и от подготовки студента и
здесь нельзя дать общих советов, я попросту приведу наглядный пример на самом
жгучем современном материале, по которому, скорее всего, нет аналогичных
исследований, на материале с яркой политической, идеологической и
практической окраской, который многими традиционными профессорами, наверное,
был бы охарактеризован как «типично журналистский»: «Феномен независимых
радиостанций».