II.4. Сколько времени отвести на диплом?
Скажу сразу: не больше трех лет, не меньше шести месяцев.
Не больше трех лет — потому что если за это время вы не осилили тему и не собрали материал, значит, одно из трех:
1) взята тема не по силам;
2) вас обуревает тяга к совершенству, и вы будете трудиться над дипломом двадцать лет, желая вместить в него все. Но умелый ученый должен намечать себе рамки, пусть даже скромные, и выстраивать нечто завершенное внутри них;
3) у вас дипломный невроз. Вы то беретесь, то оставляете, страдае­те от чувства неудачи, разбрасываетесь, загораживаетесь дип­ломом от всех на свете проблем. Так вы не защититесь никогда.
Не менее шести месяцев — потому что даже чтоб породить подобие грамотной журнальной статьи, страниц на шестьдесят, пока вы изучите материал, составите приличную библиографию, кончите делать конспекты и напишете текст, шесть месяцев про­несутся — не заметите. Разумеется, более опытному ученому на такую статью столько времени не надо; но у него за плечами де­сятилетия чтений, у него накоплены выписки, конспекты, карточ­ки, а дипломник начинает почти с нуля.
Говоря «три года» или «шесть месяцев», я не имею, разумеется, в виду время самого писания, написать можно и за месяц и за пару недель, в зависимости от метода, который употреблялся при подго­товке. Я имею в виду весь период от первой наметки идеи диплома до депонирования переплетенного текста в деканат. Соответствен­но выпускник может работать над текстом, скажем, год, но исполь­зовать при этом те чтения и те идеи, которые, не зная еще точно для какой цели, он копил два предшествовавших курса.
Идеальный же, по моим понятиям, вариант — это придумать себе тему диплома (и найти научного руководителя) примерно к концу второго курса. На этом этапе вы уже освоились с большин­ством предметов и представляете себе темы, сложности и положение даже в тех дисциплинах, по которым экзамены еще не сдавали.
Такой ранний выбор темы вас нисколько не свяжет. Весь тре­тий курс вы будете проверять, не обманулись ли вы, не надо ли вам поменять тему, руководителя или даже дисциплину. Будьте уверены, что потратить год на приуготовления, скажем, к дипло­му по древнегреческой литературе, а защищаться в итоге по со­временной истории не значит впустую потерять год. Вы за этот год научились составлять предварительную библиографию, кон­спектировать, делать указатель. Вы помните, что сказано в раз­деле I.3? Диплом нужен в первую очередь, чтоб научиться приво­дить мысли в порядок, какой бы ни был избран конкретный мате­риал.
При выборе предмета к концу второго курса у вас остается три лета на исследовательскую работу и, возможно, на сопряженные с ней разъезды; вы знаете, какие факультативы посещать. Вы согласовываете с руководителями темы курсовых, чтобы была польза для диплома. Вы можете даже попробовать уговорить пре­подавателя позволить вам готовиться к зачету/экзамену по персо­нальному списку литературы. Если вы будете вести себя серьезно и добросовестно, без препирательств и мелких школьных хитро­стей, мне кажется, любой разумный преподаватель пойдет навстре­чу и охотней примет экзамен «сознательный», небезразличный для студента, чем экзамен случайный, вынужденный, подготов­ленный без усердия ради избавления от очередной мороки.
Выбрав тему после второго курса, студент работает по полной программе, имея два года на раскачку и год на сам текст.
Не противопоказано выбирать тему и раньше, не противопо­казано выбирать ее и позднее; лучше все же выбрать ее не по­здно, чтоб не затягивать ученье в университете на лишние годы. Но самое главное — не выбирать в последний момент.
Дело в том, что диплом лучше всего носить к руководителю кусками, если только это возможно. Не то чтобы мне хотелось преувеличить важность фигуры профессора. Но диплом, подоб­но любой книге, предполагает наличие адресата — читающей пуб­лики; преподаватель — единственный квалифицированный чита­тель, который у вас есть на протяжении всей работы над текстом диплома. Если диплом пишется в последнюю минуту, руководи­телю вы несете целые главы или вообще законченный текст. Если руководитель получил текст прямо перед защитой, есть риск, что он останется недоволен и свое недовольство выскажет прямо на защите, что приведет к неприятным результатам. Неприятным и для него самого, поскольку руководитель не должен выносить на комиссию дипломы, которыми не удовлетворен; ведь это провал и для руководителя. Если уж ему кажется, что соискатель не справ­ляется с темой, он обязан сказать ему об этом заранее, убедить, чтоб тот взял себе другой предмет или подождал, пока не созреет для первого. Если дипломник, выслушав это, все-таки будет упор­ствовать, считая, что руководитель ошибается или что ему ни в коем случае нельзя терять время, — ну что ж, тогда пусть гото­вится к кипучей дискуссии, по крайней мере он будет знать, что его ждет.
Из всего сказанного, кажется, ясно, что шестимесячный дип­лом, пусть и является наименьшим из зол, далек от оптимального варианта (за исключением редчайших случаев, когда утвержден­ная в последний момент тема позволяет продуктивно использо­вать наработанный за предыдущие годы материал).
Но все мы знаем, что бывают на свете такие обстоятельства, когда защититься за шесть месяцев просто необходимо. Значит, надо найти тему, которая может быть достойно и серьезно прора­ботана за это время. (Как-то не хочется, чтобы мои рассуждения были восприняты чересчур примитивно, будто я здесь торгую «ше­стимесячными» или «шестилетними» дипломами на разный вкус и по разной цене...). Достойно и серьезно за шесть месяцев мож­но справиться при следующих условиях:
1) выбрав тему чрезвычайно узкую;
2) выбрав тему близкую к современности, чтобы не начитывать библиографию от Ноева потопа. Или же это должна быть на­столько частная тема, что по ней не написано почти ничего;
3) убедившись, что материал по теме доступен в месте, где вы проживаете, и без особенных усилий.
Приведем несколько примеров.
Типичная тема для срочного диплома — «Церковь Санта Ма­рия дель Кастелло в Алессандрии». Ясно, что тема рассчитана на торопящегося дипломника, живущего где-то около Алессандрии; если он живет на другом конце Италии, подобный выбор — ма­разм. В высшей степени вероятно, что все, что требуется для изу­чения истории строительства и перестроек этого памятника, ле­жит при самой церкви, в городской библиотеке Алессандрии и в краеведческом архиве. Я пишу «в высшей степени вероятно», потому что это гипотеза. Разумеется, прежде чем нажимать на «пуск», гипотезу надо проверить.
Есть и еще одно «но». Если источников сколько угодно, но боль­шей частью они представляют собой неизданные рукописи, — с такой литературой невозможно совладать без палеографического образования, умения читать и расшифровывать почерк разных ве­ков. То есть опять-таки тема, поначалу выглядевшая просто, может оказаться труднейшей.
Когда же я, торопящийся студент, убедился, что большинство источников доступно и они — печатные, можно спокойно старто­вать.
Другой пример.
Раффаэле Ла Каприа — современный писатель, он опублико­вал всего только три романа и книгу очерков. Все они на данный момент изданы в одном и том же издательстве, «Бомпиани». По­смотрим, что нам даст тема диплома «Творчество Ла Каприа в оценке современной итальянской критики».
Учитывая, что в издательствах обычно ведутся досье, подби­раются вырезки из критических работ и рецензий об отдельных авторах, можно идти прямо в миланский офис «Бомпиани» и кон­спектировать там все, что надо. К тому же автор живой, а значит, можно с ним списаться, можно к нему напроситься, получить до­полнительные библиографические подсказки и, почти гаранти­рованно, — ксерокопии всего необходимого для работы.
Разумеется, подобный диплом по критике потребует от сту­дента и просмотра книг авторов, которым критики уподобили или
противопоставили писателя Ла Каприа. Область работы расши­рится, но не очень намного. Но мы исходим из того, что выбравший Ла Каприа, наверно, хоть отчасти интересуется современной ита­льянской литературой. Если он ею вовсе не интересуется, значит, решение относительно темы принималось им цинично и в то же время недальновидно.
Еще образчик шестимесячного диплома: «Интерпретация Второй мировой войны в учебниках истории для средних школ последних трех пятилетий». Может, и не так легко отловить все учебники, изданные за пятнадцать лет. И все же издательств, за­нимающихся учебной литературой, обозримое количество. Собрав (ксерокопировав) все учебники, успокоимся, потому что в каж­дом из них описанию Второй мировой войны посвящено всего несколько страниц, и все эти страницы могут быть разобраны и сопоставлены — достаточно квалифицированно — за краткие сроки.
Само собой, невозможно показать, как отражена в каждой рас­сматриваемой работе Вторая мировая война, если не сопоставить эту конкретную трактовку с общей картиной исторического про­цесса, которую предлагает данный учебник. А значит, разработка темы предполагает некоторое дополнительное углубление в ма­териал. Нельзя написать такого рода диплом и без учета полудю­жины наиболее авторитетных монографий о Второй мировой войне.
В то же время ясно, что если бы устранились еще и эти фильтры критической оценки, диплом можно было бы сотворить не то что за шесть месяцев, а за шесть дней. Тогда он должен был бы именоваться не университетским дипломом, а газетной заметкой, сколь угодно остроумной и блестящей, но не дающей возможно­сти оценить исследовательские способности выпускника.
Хочу сразу заметить, если к разговору о шести месяцах подхо­дить в смысле «шесть месяцев по одному часу в день», то разго­вор, по-моему, можно и не продолжать. См. советы в разделе I.2. Спишите или купите себе текст диплома, и с плеч долой.
 

НАЗАД | ВПЕРЁД