II.3. На классическом материале или на современном?
Этот вопрос напоминает старинный «спор о старых и новых»... Для многих дисциплин
такой вопрос вообще не возникает. Хотя даже при специализации «история латинской
литературы» бывают и темы по Горацию, и темы по горациеведению в Европе и
Америке за последние двадцать лет. Но, конечно, для диплома по современной
родной словесности «классических» альтернатив не существует.
Как бы то ни было, студенты нередко, услышав от профессора темы вроде «петраркист
шестнадцатого века» или «литератор-классицист», просят себе лучше Гарсиа
Маркеса или Грэма Грина. Бывает, что их выбор диктуется нежной любовью. Против
любви не пойдешь. Но часто в истоке тяги к современности лежит иллюзия, будто
современный автор легче и занимательнее классика.
Запомните, что современный предмет всегда труднее классического. Конечно,
список литературы по нему, как правило, короче; большинство текстов под рукой;
и первый этап изучения может проходить не в тиши библиотек, а на пляже в обнимку
с
романом. Но вот диплом-то... либо вы собираетесь предаться болтологии, повторяя
то, что сказано газетными критиками, и тогда наш разговор окончен (имейте,
впрочем, в виду, что и по петраркистам можно предаваться болтологии) либо вам
желательно сказать новое слово, и тут оказывается, что для старых авторов
выработались устойчивые интерпретационные схемы, от которых вы можете
отталкиваться, а вот о современных авторах суждения критиков пока еще смутны,
они не устоялись, ваш собственный критический взгляд размыт ввиду отсутствия
перспективы, и делать выводы — мучительнейшее дело.
Безусловно, старинный автор читается помедленнее. Библиография по нему будет
подлиннее. Но зато она уже кем-то подобрана, можно воспользоваться готовыми
списками работ.
Вдобавок, если подходить к диплому как к возможности натренироваться писать
научный текст, старый материал предлагает больше упражнений. Если дипломник
намерен стать критиком современной литературы, диплом, может статься, —
последняя его возможность соприкоснуться с литературой прошлого, выработать
вкус и интерпретирующий подход. Глупо не ухватиться за такую возможность. Многие
из крупных современных писателей, самых авангардных, защищали дипломы не по
Джойсу или Паунду, а по Данте и Шекспиру.
Разумеется, нельзя слишком уж обобщать, и не исключено, что талантливый
начинающий ученый сможет провести исторический или стилистический анализ
современной литературы с такой же глубиной и филологической точностью, как если
бы он работал над классикой.
Кроме того, многое зависит от специфики дисциплины. В философии, скажем,
«читабельность» и «легкость» не всегда присущи современности: Гуссерлем труднее
заниматься, чем Декартом, и Паскаль читается запоем, а Карнап — наоборот.
Поэтому окончательный совет, который на самом деле можно дать, таков: подходите
к современному автору, как если бы он был древним, а к древнему — как если бы он
был современным. Это и вам интереснее, и для работы нужнее.
НАЗАД |
ВПЕРЁД