V.4. Подстрочные примечания

V.4. 1. Зачем нужны примечания

Есть весьма распространенная теория, согласно которой изо­билие сносок не только в дипломах, но и в книгах являет собой проявление начетничества, снобизма и желания пустить пыль в глаза. Да, конечно, отдельные пишущие злоупотребляют приме­чаниями, чтоб придать важность своей работе, и перегружают сноски ненужными сведениями, порою беззастенчиво грабя под­ручные критические источники. Но если отвлечься от таких край­ностей, примечания, употребляемые в меру и со вкусом, необхо­димы и полезны. Что значит «в меру и со вкусом» — нельзя ска­зать, это зависит от характера диплома. Покажем на примерах.

а) Примечания указывают источник цитаты. Если источники вписывать внутрь текста, будет трудно читать. Разумеется, есть спо­соб передавать эту информацию и без сносок (см. раздел V.4.3 о системе автор-дата). Однако и подстрочные примечания прекрас­но подходят для этого. Примечание-ссылка на библиографию луч­ше смотрится в подстрочном виде, нежели в затекстовом (то есть в конце главы или в конце диплома), так как дает возможность единым взглядом охватить и что говорится и о ком говорится.

б) Примечания отсылают к дополнительным источникам, под­крепляющим вашу мысль: «см. по этой теме также такую-то рабо­ту». В этом случае тоже лучше размещать их внизу страницы.

в) Примечания указывают параллельные места в вашей соб­ственной работе и в чужих работах: для этого в начале приме­чания ставят «cfr.» или «ср.» и приводят ссылку на соответствую­щий перекликающийся пассаж. Можно вставлять «cfr.» или «ср.» и непосредственно внутрь основного текста (этот принцип при­менен на страницах книги, которую вы сейчас читаете).

г)  В примечаниях подтверждаются мысли, высказанные в основном тексте. Приводятся цитаты — дополнительные аргу­менты, которые не хочется вставлять прямо в текст, чтоб не сби­ваться с основного рассуждения 1.

1 «Любые важные сообщения, не являющиеся общепринятыми... должны под­тверждаться доказательствами их достоверности. Доказательства могут помещать­ся и в тексте, и в постраничных сносках, и обоими способами сразу» (Campbell and Ballou, op. cit., p. 50).

д)  В примечаниях распространяются мысли текста1. Это очень удобный способ, он позволяет убирать те периоды, кото­рые хотя полезны, но утяжеляют восприятие, поскольку либо уво­дят от главного разговора, либо повторяют уже сказанное. Снос­ка — наилучшее место для таких периодов.

е)  В примечаниях корректируются идеи текста. Предполо­жим, вы уверены в собственной правоте, но знаете, что кое-кто с вашими выводами может быть и не согласен. В таком случае хо­роша сноска-уточнение, сноска-полемика. В ней вы продемонст­рируете не только научную лояльность, но и способность смот­реть на себя со стороны2.

ж)  Нужны примечания и для перевода тех слов, которые в тексте понадобилось дать на иностранном языке. Или же, на­оборот, в сноске бывает полезно привести термин на языке ори­гинала.

з) Примечания служат, чтоб возвращать долги. Цитировать книгу, откуда заимствована мысль, значит оплачивать счет. Ука­зывать автора, у которого взята идея или информация, значит воз­вращать долг. Порой, однако, выплачиваются проценты даже и по менее бесспорным векселям: так, в порядке научной коррект­ности неплохо бы сообщать в примечании, скажем, что некото­рые высказываемые вами мысли не могли бы появиться, не про­чти вы такой-то вдохновившей вас книги, не побеседуй с ученым коллегой таким-то.

1 Концептуальные сноски могут содержать и полемику с положениями тек­ста, и концепции развития положений текста. Например, Кэмпбелл и Баллоу (pp. cit., p. 50) предлагают помещать в сноски: узкоспециальную полемику, частные комментарии, описание принципов, второстепенную информацию.

2 В самом деле: провозгласив, до чего полезно употребление сносок, огово­рим, что как подчеркнуто и в руководстве Кэмпбелла и Баллоу (op. cit., p. 50) «использование сносок в научной работе требует осторожности. Надо внимательно следить, чтоб в примечания не переносилась принципиальная информация. Все, что служит общей идее или сообщает основные сведения, должно стоять в ос­новном тексте». С другой стороны, как утверждают те же авторы (ibidem), «каж­дое подстрочное примечание обязано оправдывать свое существование». Мало что так раздражает, как сноски, всунутые ради красоты, не добавляющие ничего важного к данному конкретному рассуждению.

В то время как примечания типа а, б и в полезнее внизу стра­ницы, примечания типа г з могут отправляться и в конец гла­вы и в конец работы, особенно если эти примечания длинные. В любом случае имейте в виду, что примечание не имеет права быть слишком длинным, иначе это уже не примечание, а прило­жение и в таковом качестве должно размещаться и нумероваться сзади текста книги. Будьте последовательны. Или все примеча­ния давайте под строкой, или все примечания выносите за текст, или размещайте короткие под строкой, а те длинные, что выно­сятся за текст, оформляйте как приложения.

И не забудьте опять-таки, что при анализе неизменных источ­ников, то есть одних и тех же книг одного и того же автора, одних и тех же страниц дневника или одной и той же коллекции рукопи­сей, писем или документов, есть способ обойтись без примеча­ний: попросту перечислите в начале работы те аббревиатуры, ко­торые будут отсылать к первоисточникам, и вставляйте отсылки в круглых скобках прямо в текст туда, где надо: (аббревиатура-символ источника плюс страница книги или документа). В разде­ле III.2.3 приведены правила цитирования классиков. Придержи­вайтесь этих правил. Дипломная работа о средневековом авторе, который цитируется по латинской патрологии Миня, должна со­держать отсылки типа: (PL, 30, 231). Тем же образом оформляйте отсылки к таблицам, схемам, иллюстрациям, включенным в текст или в приложения за текстом.

НАЗАД | ВПЕРЁД