Кроче , Бенедетто
Croce, Benedetto Teop ОБЩ (красн.)
Рецензия на книгу Нельсона Селлы «Эстетика музыки у св.Ф.А.» (см. библ. ) Критика. I93I, С. 71
______________________________________________________
Похв. тщательности и актуальности. Но по поводу Фомы Кроче пишет:
«...в сущности, его представления о красоте и об искусстве не то чтобы превратны, но чрезвычайно общи, и потому могут быть восприняты и переняты всеми. Такова теория, согласно которой pulchritudine или красоте свойственны целостность или совершенство или согласованность, а также ясность, то есть чистота цветов. Такова и теория о том, что прекрасное затрагивает сферу познавательной возможности; и даже теория, что красота творения есть подобие божественной красоты, рассредоточенной в вещах. Необходимо иметь в виду, что вопросы эстетики не составляли собой предмет настоящего интереса ни для средневековья вообще, ни в частности для святого Фомы, размышления которого сводились к иному: откуда вообще берется чувство удовлетворенности. Поэтому работы по эстетике Фомы и других средневековых философов мало плодотворны и вызывают неприятие, за исключением редких случаев (крайне, крайне редких!), когда тема разбирается с такой осторожностью и такой тщательностью, какие мы находим в работе господина Селлы».
[Полемика с этим положением годится для зачина. Последняя фраза — вызов.]
Бьондолилло, Франческо
Biondolillo, Francesco СФА. ОБЩ (красн.)
«Эстетика и вкус в средневековье», глава II книги Краткая история вкуса и эстетической мысли. Мессина, Принчипато, 1924, С. 29
______________________________________________________
Бьондолилло или близорукое джентилианство. Неинтересное предисловие — пересказ для школьников общих мест Джентиле.
Глава о средневековье. Со СФА автор разделывается за 18 строчек. «В эпоху средних веков, в условиях засилья представлений о философии как о служанке богословия... проблематика искусства утрачивала ту значительность, которой она достигла прежде всего благодаря Аристотелю и Плотину». [Бескультурье или нарочно? Вина его или его школы?] Несколько дальше: «Этим были сформированы взгляды зрелого Данте, который в Пире (1,2) присваивал искусству целых четыре смысла [Это насчет теории четырех чувств. Se знает, что она повторялась уже у Беды. Ну и невежество]. Четырехуровневая значимость, как верилось Данте и иным, присуща Божественной комедии, в то время как ее художественная ценность проявляется исключительно постольку, поскольку она дает чистое, бескорыстное отображение внутреннего мира и поскольку Данте самозабвенно отдается своему видению». [Бедная Италия, несчастный Данте! Положить всю жизнь на поиски высшего смысла, чтоб теперь этот господин писал «Данте верилось...». Привести как пример историографической монструозности.]
Глунц, Х.Х
Glunz, H.H. Teop. ОБЩ. лит (краcн., кор.)
Эстетика в текстах европейского средневековья Die Iiiterarästhetik des europäischen Mittelalters Bochum-Langendreer, Poppinghaus, 1937, CC. 608
____________________________________________________
Эстетический подход в средневековье существовал, и в этом свете рассмотрена средневековая поэзия. В центре исследования — представления поэтов того времени о собственном творчестве. Прослежена эволюция средневекового вкуса: VII—VIII вв. — опустелые формы классики наполняются христианским содержанием;
IX—X вв. — античные басни приспосабливаются под христианскую этику;
с XI в. — зарождение христианской этической литературы в собственном смысле: литургические тексты, житийная словесность, пересказы Библии, преобладание потусторонних тем;
XII в. — гуманизация мировоззрения, связанная с неоплатонизмом: всякая вещь отображает Господа на свой лад (любовь, профессиональная деятельность, природа). Развитие аллегорического подхода (Алкуин, Сен-Викторская школа и далее); XIV в. — по-прежнему направленная на угождение Господу, поэзия из моральной преобразуется в этическую. Как Бог выражает себя через творение, так поэт выражает себя: мысли и чувства (Англия, Данте и проч.).
Книга рецензировалась Де Брюном (Be Bruyne) в Re.neosc.de phil., 1938: по его мнению, делить эволюцию на периоды неправомерно, потому что во все эпохи сосуществуют все течения [отсутствие исторического чутья — он слишком верует в Philosophia Perennis!] В его представлении средневековая художественная цивилизация полифонична.
Глунц — 2 Теор. ОБЩ. лит (краcн., кор.)
Эстетика в текстах европейского средневековья
___________________________________________________
Де Брюн критикует Глунца за то, что он не учитывает наслаждения формами поэзии, в то время как людьми средневековья этот аспект ощущался довольно живо, о чем свидетельствуют поэтики. К тому же литературная эстетика являлась частью эстетики общей, которую Глунц недооценил: речь идет об эстетике, которая вмещала в себя пифагорейскую теорию пропорций, качественную эстетику Августина (modus, species, ordo) и эстетику Дионисия (claritas, lux). Все скреплялось психологией Сен-Викторской школы и христианским мировоззрением.
Маритен,
Жак
Maritain, Jacques Теор. СИМВ (зел.)
«Знак и символ»
«Signe et symbole»
Revue Thomiste,
апрель 1938,
С. 299
____________________________________________________
Подчеркивая перспективность монографического исследования данной темы (от срдвк до наших дней), предлагается уделить особое внимание:
Философской теории знака и размышлениям о магическом знаке.
____________________________________________________
[Как всегда, невыносим. Антиисторичен, нефилологи— чен: в данном случае, к примеру, разбирает не СФА, а Иоанна Св. Фомы].
Развивает теорию Иоанна (см. мою карточку): «Signum
est
id
quod
repraesentat
alma a se potentiae cognoscenti» (Log.
II, P, 2I,I).
«(Signum) essentialiter consistit in ordine ad signatum».
Но знак не всегда образ и образ не всегда знак (Сын — образ, а не знак Отца, вопль — знак, а не образ боли). Иоанн прибавляет:
«Ratio
ergo
imaginis
consistit
in
hoc
quod
procédât
аb
alio
ut
a
principio,
et
in
similitudinem
ejus,
ut
docet
S.Thomas,
I, 35,
e
XCXIII» (???) Маритен добавляет,
что
символ
—
это
знак-образ; «quelque chose de sensible signifiant un objet
en raison d une relation présupposée d analogie» (303).
Надо проверить СФА, De ver., VIII, 5 и C.G.. III, 49 Маритен потом развивает идеи о знаке формальном, творительном, практическом и т.д. и о знаке как магическом действии (великолепно документировано). Лишь в малой степени занимается искусством [но уже здесь находятся намеки на неосознанные и глубинные корни искусства, которые потом мы найдем в Creative Intuition].
Маритен 2 Теор. СИМВ (зел. )
«Знак и символ»
___________________________________________________
В свете томистской интерпретации вот что любопытно: «...dans l'oeuvre d'art se rencontrent le signe
spéculatif (l'oeuvre manifeste autre chose qu'elle) et le signe
poétique (elle communique un ordre, un appel); non qu'elle soit
formellement signe pratique, mais c'est un signe spéculatif qui par
suraboundance est virtuellement pratique: et elle-même, sans le
vouloir, et à condition de ne pas le vouloir, est aussi une sorte de
signe magique (elle séduit, elle ensorcelle)» (329).
Шену, M.Д.
Chenu,
M.D.
Teop. Imag. Фантаз. (роз.)
«Imaginatio —
заметка
о
философской
лексикографии» «Imaginatio — note de lexicographie philosophique» Miscellanea
Mercati.
Ватикан, 1946,
С. 593
____________________________________________________
Разные
значения
термина. Прежде
всего
по
Августину: «Im. est vis animae, quae per figuram corporearum rerum absente corpore
sine exteriori sensu dignoscit» (глава 38
произведения
Be spiritu et anima,
которое
приписывалось
то
Исааку
из
Пуатье, то
Гуго
Сен-Викторскому
и
др.).
В произведении Be unione corporis et Spiritus Гуго (EL, 227, 285) говорится о сублимации ощущаемого в постигаемое, которая осуществляется воображением. В этой мистической перспективе озарение духа и динамичное сцепление сил называется formatio. Воображение в процессе мистич. formatiо встречается и у Бонавентуры (Itinerarium); sensus, im. (= sensualitas), ratio, intellectus, intelligentia, apex mentis. Воображение участвует в формировании intellegibile. предмета intellectus.в то время как полностью очищенная от чувственных связей intelligentia схватывает intellectibile. Ту же дистинкцию перенял и Боэций. Intellegibile — это чувственный мир, a intellectibile — это Бог, идеи, первопринципы.
См. Comm. in Isag. Porph., I, 3. Гуго Сен—Викторский в Didasc. обобщает эту позиции. Жильбер Порретанский вспоминает, что imaginatio и intellectus y многих называются opinio; среди них Вильгельм де Конш. Imago есть форма, однако внедренная в материю, не чистая форма.
Шену — 2 Теор. Imag. Фантаз. (роз. ) «Imaginatio — заметка о философской лексикографии»
__________________________________________________
И вот наконец Фома!
Он согласен с арабами (De ver., 14, I) что imago есть apprehensio quidditis simplicis, quae alio etiam nomine formatio dicuntur (I Sent — 19, 5, I и 7). [Но значит, это simplex apprehensio!] Imaginatio — перевод арабского tasawor, производного от curât (образ), это означает форма, от глагола savara (формировать, чеканить, а также рисовать и зачинать). [Очень важно — разобраться!]
Курциус, Эрнст Роберт
Curtius, Ernst Robert Teop. Общ.
___________________________________________________
Европейская литература и латинское средневековье Europäische Literatur und lateinisches Mittelalter. Bern, Franke, 1948. (в частности ч. 12, абзац 3)
____________________________________________________
Большая серьезная книга. Мне нужна только с. 228. Стремится продемонстрировать, что идея поэзии как средоточия достоинства, озаряющей силы, углубления истины была неведома схоластикам, но живо присутствовала у Данте и поэтов четырнадцатого века [тут он прав].
У Альберта Великого, к примеру, научный метод (modus definitionis, divisivus, collectivus) противопоставляется поэтическому методу Библии (повествования, притчи, метафоры). Modus poeticus как самый слабый из философских методов [что—то подобное было у Фомы, сверить ! ! !].
Действительно, вот и Курциус ссылается на Фому (I, I, 9 и 10) и на его определение поэзии как infima doctrina ! (см. конспект).
В общем, схоластики никогда не проявляли интереса к поэзии и не породили ни одной поэтики [верно о схоластике, неверно о средневековье] и ни одной теории искусства [неверно]. Таким образом, тщиться вывести из учения схоластиков эстетику литературы и пластических искусств — бессмысленно и бесцельно. Приговор провозглашается в п.I на с. 229: «Современный человек безмерно переоценивает искусство, поскольку утратил чувство интеллигибельной красоты, которое неоплатоникам и срдвк было весьма присуще. Sero te amavi, Pulchritudo tam antiqua et tam nova, — говорит Августин Богу (Conf., X, 27, 38). Здесь идет речь о красоте, о которой эстетика ничего не знает [положим, так; но что тогда делать
Курциус — 2 Теop. Общ.
Европейская литература и латинское средневековье
____________________________________________________
с проблемок божественной Красоты, рассредоточенной в существах?]. Когда схоластика говорит о Красоте, Красота мыслится как принадлежность Бога. Метафизика Прекрасного (Плотин) и теория искусства никак не соотносятся друг с другом» [верно, но они сталкиваются на ничьей территории — теории формы]. [Осторожно! Это нам не Бьондолилло. Курциусом упущено несколько философских текстов—увязок, но он настоящий знаток. Критиковать почтительно].
Марк, А
Marc, A Теор. СФА Общ Транец (краен. )
«Принцип противопоставления в онтологии» «la méthode d'opposition en onthologie» Révue Néoscolastique. I, I93I, C. 149
Статья теоретична, но в ней содержатся полезные подсказки.
Томизм весь в игре противопоставлений. От примитивной концепции бытия, где духовное и реальное сочетаются в акте познания, к трансценденталам, которые видятся во взаимном противопоставлении: тождественность и инаковость, единство и множество, случайность и необходимость, бытие и небытие образуют Единое. Бытие в отношении к разуму как внутреннему опыту есть Истина, в отношении к истине как внешней желанности есть Добро; «une notion synthétique concilie en elle ces divers aspects et révèle 1 être relatif à la fois à l'intelligence et à la volonté, intérieur et extérieur à l'esprit; c'est le Beau. A la simple connaissance il ajoute la complaisance et la joie, tout comme il ajoute au bien la conaissance; il est la bonté du vrai, la vérité du bien; la splendeur de tous les transcendentaux reunis цит. Марит.» (154) Дальнейшее развитие этой линии: Бытие :
1. Трансценденталы
2. Аналогия как соположение множественного в едином Акт и потенция
Бытие и сущность [Близко подходит к Грене или Грене к нему]
Марк-2 Теор. СТА Общ Транец (красн.) «Принцип противопоставления в онтологии»
3. Формулы
«существует постольку, поскольку мы это утверждаем» и
«мы утверждаем это постольку, поскольку это существует»
Сущность: выявление и пр.
Взаимоотношение.
Противопоставлением и сопоставлением противоположностей достигается единство. То, что возмутило теории, приводит эту теорию в систему.
[Использовать для некоторых идей о трансценденталах. Обдумать также идеи радости и удовольствия в эстетическом видении в функции от pulchra dicuntur quae visa placent]
Таблица № 14
Сегонд, Жоэеф
Segond, Joseph СФА. Свет, ясность (желт.)
«Эстетика света и тени»
«Esthétique
de la lumière et de l'оmbrе»
Revue
Thomiste. 4,
Свет и тень воспринимаются в физическом смысле. Безотносительно к томизму. Бесполезно для меня.