Таблица № 7

Кроче ,  Бенедетто

Croce,  Benedetto                                Teop ОБЩ   (красн.)

Рецензия  на  книгу Нельсона Селлы «Эстетика музыки у св.Ф.А.»   (см.   библ. ) Критика.   I93I,   С.   71

______________________________________________________

Похв.   тщательности  и  актуальности. Но  по  поводу Фомы Кроче  пишет:

«...в сущности,  его  представления о красоте  и  об искусстве  не  то  чтобы превратны,   но чрезвычайно общи,  и  потому могут  быть  восприняты и  переняты всеми.   Такова теория,  согласно  которой pulchritudine или красоте  свойственны целостность  или совершенство или согласованность,   а также ясность,   то есть  чисто­та цветов.   Такова и  теория о том,  что  прекрасное затрагивает  сферу познавательной возможности;   и  даже теория,   что красота творения есть  подобие  божествен­ной  красоты,   рассредоточенной  в  вещах. Необходимо  иметь  в виду,  что вопросы эстетики  не составляли  собой  предмет  настоящего  интереса  ни  для средневековья вообще,  ни в частности для святого Фомы,   размышления которого сводились  к  иному:   откуда вообще  берется чувство удовлетворенности.  Поэтому работы по  эстетике  Фомы и  других средневековых философов мало  плодотворны и  вызывают  неприятие,   за исключением редких случаев   (крайне,  крайне  редких!), когда тема разбирается с такой  осторожностью и  такой тщательностью,  какие  мы находим в работе  господина Селлы».

[Полемика с  этим  положением  годится для  зачина. Последняя фраза — вызов.]


Таблица № 8

Бьондолилло, Франческо

Biondolillo, Francesco                        СФА. ОБЩ (красн.)

«Эстетика и вкус в средневековье», глава II книги Краткая история вкуса и эстетической мысли. Мессина, Принчипато, 1924, С. 29

______________________________________________________

Бьондолилло или близорукое джентилианство. Неинтересное предисловие — пересказ для школьников общих мест Джентиле.

Глава о средневековье. Со СФА автор разделывается за 18 строчек. «В эпоху средних веков, в условиях засилья представлений о философии как о служанке богословия... проблематика искусства утрачивала ту значительность, которой она достигла прежде всего благодаря Аристотелю и Плотину». [Бескультурье или нарочно? Вина его или его школы?] Несколько дальше: «Этим были сформированы взгляды зрелого Данте, который в Пире (1,2) присваивал искусству целых четыре смысла [Это насчет теории четырех чувств. Se знает, что она повторялась уже у Беды. Ну и невеже­ство]. Четырехуровневая значимость, как верилось Данте и иным, присуща Божественной комедии, в то время как ее художественная ценность проявляется исключительно постольку, поскольку она дает чистое, бескорыстное отображение внутреннего мира и посколь­ку Данте самозабвенно отдается своему видению». [Бедная Италия, несчастный Данте! Положить всю жизнь на поиски высшего смысла, чтоб теперь этот господин писал «Данте верилось...». Привести как пример историографической монструозности.]


Таблица № 9

Глунц, Х.Х

Glunz, H.H.                       Teop. ОБЩ. лит (краcн., кор.)

Эстетика в текстах европейского средневековья Die Iiiterarästhetik des europäischen Mittelalters Bochum-Langendreer, Poppinghaus, 1937, CC. 608

____________________________________________________

Эстетический подход в средневековье существовал, и в этом свете рассмотрена средневековая поэзия. В центре исследования — представления поэтов того времени о собственном творчестве. Прослежена эволюция средневекового вкуса: VIIVIII вв. — опустелые формы классики наполняются христианским содержанием;

IXX вв. — античные басни приспосабливаются под христианскую этику;

с XI в. — зарождение христианской этической литера­туры в собственном смысле: литургические тексты, житийная словесность, пересказы Библии, преобладание потусторонних тем;

XII в. — гуманизация мировоззрения, связанная с неоплатонизмом: всякая вещь отображает Господа на свой лад (любовь, профессиональная деятельность, природа). Развитие аллегорического подхода (Алкуин, Сен-Викторская школа и далее); XIV в. — по-прежнему направленная на угождение Господу, поэзия из моральной преобразуется в этичес­кую. Как Бог выражает себя через творение, так поэт выражает себя: мысли и чувства (Англия, Данте и проч.).

Книга рецензировалась Де Брюном (Be Bruyne) в Re.neosc.de phil., 1938: по его мнению, делить эволюцию на периоды неправомерно, потому что во все эпохи сосуществуют все течения [отсутствие истори­ческого чутья — он слишком верует в Philosophia Perennis!] В его представлении средневековая художе­ственная цивилизация полифонична.


Глунц — 2                            Теор. ОБЩ. лит (краcн., кор.)

Эстетика в текстах европейского средневековья

___________________________________________________

Де Брюн критикует Глунца за то, что он не учитывает наслаждения формами поэзии, в то время как людьми средневековья этот аспект ощущался довольно живо, о чем свидетельствуют поэтики. К тому же литературная эстетика являлась частью эстетики общей, которую Глунц недооценил: речь идет об эстетике, которая вмещала в себя пифагорейскую теорию пропорций, качественную эстетику Августина (modus, species, ordo) и эстетику Дионисия (claritas, lux). Все скреплялось психологией Сен-Викторской школы и христианским мировоззрением.


Таблица № 10

Маритен, Жак

Maritain, Jacques         Теор. СИМВ (зел.)

«Знак и символ»

«Signe et symbole»

Revue Thomiste, апрель 1938, С. 299

____________________________________________________

Подчеркивая перспективность монографического иссле­дования данной темы (от срдвк до наших дней), пред­лагается уделить особое внимание:

Философской теории знака и размышлениям о магическом знаке.

____________________________________________________

[Как всегда, невыносим. Антиисторичен, нефилологи— чен: в данном случае, к примеру, разбирает не СФА, а Иоанна Св. Фомы].

Развивает теорию Иоанна (см. мою карточку): «Signum est id quod repraesentat alma a se potentiae cogno­scenti» (Log. II, P, 2I,I).

«(Signum) essentialiter consistit in ordine ad signatum».

Но знак не всегда образ и образ не всегда знак (Сын — образ, а не знак Отца, вопль — знак, а не образ боли). Иоанн прибавляет:

«Ratio ergo imaginis consistit in hoc quod procédât аb alio ut a principio, et in similitudinem ejus, ut docet S.Thomas, I, 35, e XCXIII» (???) Маритен добавляет, что символ это знак-образ; «quelque chose de sensible signifiant un objet en raison d une relation présupposée d analogie» (303).

Надо проверить СФА, De ver., VIII, 5 и C.G.. III, 49 Маритен потом развивает идеи о знаке формальном, творительном, практическом и т.д. и о знаке как магическом действии (великолепно документировано). Лишь в малой степени занимается искусством [но уже здесь находятся намеки на неосознанные и глубинные корни искусства, которые потом мы найдем в Creative Intuition].

 


Маритен 2                                        Теор. СИМВ (зел. )

«Знак и символ»

___________________________________________________

В свете томистской интерпретации вот что любопытно: «...dans l'oeuvre d'art se rencontrent le signe spéculatif (l'oeuvre manifeste autre chose qu'elle) et le signe poétique (elle communique un ordre, un appel); non qu'elle soit formellement signe pratique, mais c'est un signe spéculatif qui par suraboundance est virtuellement pratique: et elle-même, sans le vouloir, et à condition de ne pas le vouloir, est aussi une sorte de signe magique (elle séduit, elle ensorcelle)» (329).


Таблица № 11

Шену, M.Д.

Chenu, M.D.                      Teop. Imag. Фантаз. (роз.)

«Imaginatio заметка о философской лексикографии» «Imaginatio — note de lexicographie philosophique» Miscellanea Mercati. Ватикан, 1946, С. 593

____________________________________________________

Разные значения термина. Прежде всего по Августину: «Im. est vis animae, quae per figuram corporearum rerum absente corpore sine exteriori sensu dignoscit» (глава 38 произведения Be spiritu et anima, которое приписывалось то Исааку из Пуатье, то Гуго Сен-Викторскому и др.).

В произведении Be unione corporis et Spiritus Гуго (EL, 227, 285) говорится о сублимации ощущаемого в постигаемое, которая осуществляется воображением. В этой мистической перспективе озарение духа и дина­мичное сцепление сил называется formatio. Воображе­ние в процессе мистич. formatiо встречается и у Бонавентуры (Itinerarium); sensus, im. (= sensualitas), ratio, intellectus, intelligentia, apex mentis. Воображение участвует в формировании intellegibile. предмета intellectus.в то время как полностью очищенная от чувственных связей intelligentia схватывает intellectibile. Ту же дистинкцию перенял и Боэций. Intellegibile — это чувственный мир, a intellectibile — это Бог, идеи, первопринципы.

См. Comm. in Isag. Porph., I, 3. Гуго Сен—Викторский в Didasc. обобщает эту позиции. Жильбер Порретанский вспоминает, что imaginatio и intellectus y многих называются opinio; среди них Вильгельм де Конш. Imago есть форма, однако внедренная в материю, не чистая форма.

 


Шену — 2       Теор. Imag. Фантаз. (роз. ) «Imaginatio — заметка о философской лексикографии»

__________________________________________________

И вот наконец Фома!

Он согласен с арабами (De ver., 14, I) что imago есть apprehensio quidditis simplicis, quae alio etiam nomine formatio dicuntur (I Sent — 19, 5, I и 7). [Но значит, это simplex apprehensio!] Imaginatio — перевод арабского tasawor, производного от curât (образ), это означает форма, от глагола savara (формировать, чеканить, а также рисовать и зачи­нать). [Очень важно — разобраться!]


Таблица № 12

Курциус,  Эрнст  Роберт

Curtius Ernst  Robert            Teop.  Общ.

___________________________________________________

Европейская литература и латинское средневековье Europäische Literatur und lateinisches Mittelalter. Bern,   Franke,   1948. (в  частности  ч.   12,   абзац  3)

____________________________________________________

Большая серьезная книга.   Мне   нужна только  с.   228. Стремится продемонстрировать,  что  идея поэзии  как средоточия достоинства,   озаряющей силы,  углубления истины была неведома схоластикам,   но живо присут­ствовала у Данте  и  поэтов четырнадцатого  века  [тут он прав].

У Альберта Великого,   к  примеру,   научный  метод   (modus definitionis divisivus collectivus)  противопостав­ляется поэтическому методу Библии   (повествования, притчи,  метафоры).   Modus  poeticus  как  самый  слабый из философских методов   [что—то  подобное  было  у Фомы, сверить ! ! !].

Действительно,   вот  и  Курциус  ссылается на Фому   (I, I,   9  и  10)   и   на его  определение   поэзии  как  infima doctrina !   (см.   конспект).

В общем,  схоластики   никогда  не   проявляли  интереса  к поэзии  и  не   породили   ни  одной  поэтики   [верно  о схоластике,   неверно  о средневековье]  и  ни  одной теории  искусства  [неверно].  Таким образом,   тщиться вывести  из  учения схоластиков  эстетику литературы и пластических искусств — бессмысленно и  бесцельно. Приговор  провозглашается в  п.I  на с.   229:   «Современ­ный  человек безмерно  переоценивает  искусство,   по­скольку утратил чувство  интеллигибельной  красоты, которое  неоплатоникам и  срдвк  было  весьма присуще. Sero te  amavi,   Pulchritudo tam antiqua  et  tam nova, — говорит  Августин  Богу   (Conf.,  X,  27,   38).   Здесь идет   речь  о  красоте,   о  которой  эстетика  ничего  не знает   [положим,   так;   но что тогда делать

 


Курциус — 2         Теop. Общ.

Европейская литература и латинское средневековье

____________________________________________________

с проблемок божественной Красоты, рассредоточенной в существах?]. Когда схоластика говорит о Красоте, Красота мыслится как принадлежность Бога. Метафизика Прекрасного (Плотин) и теория искусства никак не соотносятся друг с другом» [верно, но они сталкива­ются на ничьей территории — теории формы]. [Осторожно! Это нам не Бьондолилло. Курциусом упуще­но несколько философских текстов—увязок, но он настоящий знаток. Критиковать почтительно].


Таблица № 13

Марк, А

Marc, A        Теор. СФА Общ Транец (краен. )

«Принцип противопоставления в онтологии» «la méthode d'opposition en onthologie» Révue Néoscolastique. I, I93I, C. 149

Статья теоретична, но в ней содержатся полезные подсказки.

Томизм весь в игре противопоставлений. От примитив­ной концепции бытия, где духовное и реальное сочета­ются в акте познания, к трансценденталам, которые видятся во взаимном противопоставлении: тождествен­ность и инаковость, единство и множество, случай­ность и необходимость, бытие и небытие образуют Единое. Бытие в отношении к разуму как внутреннему опыту есть Истина, в отношении к истине как внешней желанности есть Добро; «une notion synthétique concilie en elle ces divers aspects et révèle 1 être relatif à la fois à l'intelligence et à la volonté, intérieur et extérieur à l'esprit; c'est le Beau. A la simple connaissance il ajoute la complaisance et la joie, tout comme il ajoute au bien la conaissance; il est la bonté du vrai, la vérité du bien; la splendeur de tous les transcendentaux reunis цит. Марит.» (154) Дальнейшее развитие этой линии: Бытие :

1.  Трансценденталы

2.   Аналогия как соположение  множественного  в  едином Акт  и  потенция

Бытие  и  сущность [Близко подходит  к Грене  или Грене  к  нему]


Марк-2         Теор. СТА Общ Транец (красн.) «Принцип противопоставления в онтологии»

3. Формулы

«существует постольку, поскольку мы это утверж­даем» и

«мы утверждаем это постольку, поскольку это существует»

Сущность: выявление и пр.

Взаимоотношение.

Противопоставлением и сопоставлением противоположно­стей достигается единство. То, что возмутило теории, приводит эту теорию в систему.

[Использовать для некоторых идей о трансценденталах. Обдумать также идеи радости и удовольствия в эстети­ческом видении в функции от pulchra dicuntur quae visa placent]


Таблица № 14

Сегонд, Жоэеф

Segond, Joseph       СФА. Свет, ясность (желт.)

«Эстетика света и тени»

«Esthétique de la lumière et de l'оmbrе»

Revue Thomiste. 4, 1939, C. 743

Свет и тень воспринимаются в физическом смысле. Безотносительно к томизму. Бесполезно для меня.


НАЗАД | ВПЕРЁД