IV.2. Карточки и конспекты
IV.2.1. Разные виды карточек: для чего они применяются
Постепенно, пока библиография разрастается, начинайте читать материал. Только в
теории можно предполагать, что сначала
будет собрана отличная библиография, а потом она будет по порядку прочитана. В
жизни бывает иначе. Как только готов первоначальный список книг, вы
накидываетесь на первые, которые удается получить в руки. Часто бывает даже, что
все начинается с чтения книги, а из нее выползает библиография. По мере того как
вы будете читать книги и публикации, отсылок будет накапливаться все больше, и
библиографическая картотека будет расти.
В идеале хорошо бы иметь все книги дома, под рукой, как современные, так и
старые (и вообще иметь отличную собственную библиотеку, а также помещение для
работы, просторное и удобное, с несколькими столами, на которых можно
расположить в нужном порядке, в логически подобранных стопочках, книги, которые
вы будете использовать). Но подобные идеальные условия удается создать редко не
только студенту, но и ученому-профессионалу.
Ладно, предположим для простоты, что вы сумели найти и приобрести абсолютно все
нужные вам источники. В этом случае вам вообще не понадобятся конспекты, из всех
видов карточек нужны только те, что описаны в разделе III.2.2. Вы разработали
указатель (то есть содержание, то есть программу исследования, рабочую гипотезу
— см. раздел IV. 1.).
В указателе названы все разделы и подразделы, все перенумеровано, так что,
постепенно читая ваши книги, вам остается только подчеркивать нужные места и
выписывать на поля книг номера подразделов, к которым подчеркнутые места
относятся. Одновременно с этим в план, напротив соответствующих параграфов, вы
впишете значочки-ссылки на источники и на номера страниц. Благодаря такой
системе создается возможность быстро отыскивать, сидя и сочиняя свой текст,
нужные мысли и нужные цитаты.
Предположим, ваш диплом имеет тему «Мотив возможных миров в научной фантастике
США» и что параграф IV.5.6. вашего плана называется «Складки времени как
возможность проникновения из одного возможного мира в другой». Читая «Обмен
разумов» («Mindswap») Роберта Шекли, вы видите в главе XXI, что Макс, дядюшка
героини, которую зовут Мервин, играя в гольф,
спотыкается о складку времени на газоне Фэрхевен Клуб Кантри в Стэнхопе и
падает, а поднимается с травы на планете Клезиус. На странице напротив этого
места вы напишете карандашиком
Д. (IV.5.6.) складка времени,
и вы будете знать, что пометка относится к диплому (та же самая книга может вам
понадобиться для научной работы и через десять и через двадцать лет; так что
имеет смысл указывать, к какой работе отсылает каждый конкретный значок), и
сразу увидите номер подпункта, с которым эта пометка связана. Одновременно с
этим в вашем плане работы вы напишете напротив пункта IV.5.6.:
Sheckley, Mindswap, XXI
Потом к тому же пункту IV.5.6 вы припишете отсылки к «Машине времени» Брауна и
к «Двери в лето» Хайнлайна.
Подобная техника работы, однако, возможна лишь при следующих условиях: а) книга
ваша собственная и стоит у вас дома; б) вы можете черкать ее как угодно; в) план
работы составлен и имеет окончательный вид. Предположим вместо этого, что книги
у вас лично нет, а есть она в библиотеке; что вы ее взяли почитать и поэтому
разрисовывать не можете (или что книга хоть и ваша, но старинная и ценная);
предположим, наконец, что указатель продолжает вами переделываться. Как видим,
налицо серьезные затруднения.
Особенно вероятно последнее из перечисленных осложнений. По мере вашей работы
план, безусловно, будет обогащаться. Изменится его структура, изменится и
нумерация подпунктов, и не сможете же вы безостановочно переправлять пометки на
страницах ваших источников. Значит ли это, что единственный разумный вид
пометки, это «возможные миры!»? И как бороться с подобной расплывчатостью?
А бороться можно, скажем, с помощью картотеки идей. Пишите на каждой карточке
гриф типа «Складки времени», «Параллелизм возможных миров», «Противоречивость»,
«Изменения
структуры» и так далее. Одна из карточек первой группы будет посвящена
детальному пересказу Шекли. Каждую карточку, относящуюся к складкам времени, вы
будете предназначать для использования в конкретном месте в соответствии с
окончательным вариантом дипломной работы. Вы сможете как угодно перетасовывать
эти конспект-карточки и группировать их в нужном порядке.
Эту вашу первую картотеку назовем тематической. Она оптимальна для дипломной
работы, скажем, по истории идей. Если ваш диплом посвящается возможным мирам в
американской научной фантастике, и в нем будут проанализированы различные
варианты подхода к логико-космологическим проблемам у разных авторов, иметь
тематическую картотеку просто идеально.
Но предположим, что вы собираетесь выстроить диплом совсем иначе, то есть по
принципу «медальонов»: вводная глава плюс по главе на каждого из основных
писателей-фантастов (Шекли, Хайнлайн, Азимов, Браун и т.д.), или даже по
принципу серии глав, каждая из которых посвящается какому-то роману-модели.
Тогда вам лучше делать не тематическую картотеку, а именную. Гриф «Шекли» вы
нанесете на все те карточки, которые будут указывать, в каких книгах и где
именно у Шекли говорится о возможных мирах. И, скажем, под тем же самым грифом
«Шекли» потом вы припишете дополнительные грифы «Складки времени»,
«Параллелизмы», «Противоречия» и так далее.
Предположим, наконец, что в вашем дипломе проблема поставлена на более
теоретическом уровне, и научная фантастика служит только отправной точкой для
рассуждения о логике возможных миров. В таком дипломе отсылки к научной
фантастике могут быть куда более произвольными, поскольку служат в основном для
вкрапления разных забавных примеров. В этом случае вам необходима картотека
примеров. Там под грифом «Складки времени» у вас будет содержаться подходящая
цитата из Шекли; под гриф «Параллелизмы» вы отправите выписку из Брауна о двух
мирах, абсолютно идентичных, единственное различие
между которыми — это форма узла, которым главный герой завязывает шнурки
ботинок.
Но теперь предположим, что книга Шекли вашей собственностью не является.
Допустим, вы читаете ее в гостях у товарища, в другом городе, и задолго до того,
как выработали детальный план дипломной работы, куда будут внесены параграфы о
складках времени и о параллелизмах. Значит, вы должны составить себе впрок
карточку на книгу, описав «Обмен разумов» как можно более подробно: выходные
данные, резюме содержания, пометки относительно степени важности как источника,
ряд примеров из текста, показавшихся вам при чтении наиболее характерными.
Бывают еще рабочие карточки, которые могут быть разного типа: карточки,
связывающие между собой идеи и подпункты плана, проблемные карточки (как
подходить к какой-либо проблеме?), карточки-подсказки (куда заносятся идеи,
заимствованные у кого-то, с добавлением подсказок о направлении возможного
развития), и так далее, и так далее. Хорошо, если каждая категория карточек
пишется на картоне своего цвета. В правом верхнем ушу следует ставить шифр,
который отсылает к карточкам другого цвета, а также к указателю — генеральному
плану всего диплома.
Скажите теперь, что это не мощная система!
В предыдущем разделе мы вели разговор о библиографической картотеке, где
собраны маленькие карточки с выходными данными всех тех книг, которые будут
использоваться при работе. Теперь же организуется целое множество разнообразных
групп карточек:
а) карточки на содержание книг/статей;
б) карточки тематические;
в) карточки именные;
г) карточки на примеры (цитаты);
д) карточки рабочие.
Что же, действительно необходимо заполнять всю эту кучу карточек?
Разумеется, нет. Вы можете обойтись небольшой картотекой содержания источников,
а все остальное держать в тетрадях. Вы можете иметь только картотеку примеров, в
случае, скажем, если ваша работа (на тему «Женские образы в женской литературе
сороковых годов») началась с супердетального плана, критической литературы по
теме немного, а требуется в основном разнообразие цитат и примеров из текста.
Как видите, решение насчет количества и характера картотек принимается в
функции от специфики диплома.
Единственное, что мне кажется очень важным, — это чтобы та картотека, которую вы
все-таки делаете, была унифицированной и полной. Предположим, таким образом,
что по вашей теме дома у вас имеются книги Смита, Росси, Брауна и Де Гомера. В
библиотеке же вы проработали книги Дюпона, Лупеску и Нагасаки. Если вы имеете
конспекты/карточки только на трех последних, а в отношении первых четырех
полагаетесь на память (и на ощущение, что они всегда под рукой), что получится
на фазе написания текста? А если вам придется изменить структуру рабочего плана
— как вы будете действовать? Перемешивать книги, тетради, карточки и отдельные
листочки? Нет, вам имеет смысл законспектировать подробно и со многими
выдержками Дюпона, Лупеску и Нагасаки, но при этом создать подробные карточки и
на Смита, Росси, Брауна и Де Гомера; из них можно не переписывать длинные
цитаты, а ограничиться указанием на страницы, где эти цитаты напечатаны. Тогда
вы будете работать с однородным материалом, который легко систематизировать и
упорядочивать. К тому же при этом вполне обозримо все то, что вы уже
подготовили и что вам остается еще добавить.
Бывают случаи, когда удобно и полезно расписывать на карточки буквально все:
скажем, делая диплом по литературе, цель которого — подыскать и
прокомментировать много характерных цитат из разных авторов на одну и ту же
тему. Предположим, ваша тема «Концепция жизни как искусства у романтиков и у
декадентов». На таблице № 5 приведены четыре примера типовых карточек при
подготовке подобной работы.