IV. ПЛАН РАБОТЫ, РАЗМЕТКА И КОНСПЕКТИРОВАНИЕ

IV.1. Содержание, оно же рабочая гипотеза

Почти что в первую очередь, начиная дипломную работу, вы должны написать: 1) заглавие, 2) введение и 3) содержание, зна­чит — первый и последний листы, то есть те самые, которые со­чинители всегда оставляют под конец. Сей совет звучит парадок­сально. Как, начинать с последнего листа? Но кто сказал, что со­держание обязательно надо писать под занавес! Есть книги, где содержание в начале, так что читатель сразу получает представ­ление о том, что его ожидает. Другими словами, разработать со­держание-гипотезу полезно, чтобы с самого начала ограничить поле деятельности.

На это возразят, что по мере того, как работа продвигается, гипотеза-содержание будет изменяться по многу раз, и может быть, приобретет совсем иную конфигурацию. Несомненно! Но вы ус­пешнее ее отработаете, если вам будет что перерабатывать.

Вообразите, что вы собрались пропутешествовать на машине тысячу километров и времени у вас на то неделя. Даже если вы в отпуске, не станете же вы отправляться из дому в любую произ­вольную сторону. Вы наметите приблизительный план. Допустим, по скоростному шоссе Милан - Неаполь («Автострада Солнца») вы поедете на юг с ночевками во Флоренции, Сиене, Ареццо, бо­лее длительным привалом в Риме и заездом в Монтекассино. Ко­нечно, может получиться, что когда вы попадете в Ареццо, вам заблагорассудится свернуть на Урбино, Перуджу, Асизи, Губбио. Это будет означать, что по каким-то серьезным соображениям вы изменили маршрут на полупути. Но чтоб изменить, вам нужно было иметь что менять, то есть иметь маршрут.
То же самое — ваша дипломная работа. Наметьте себе рабочий план. Этому плану надо придать форму справочного указателя. Самое лучшее, если указатель будет по своему существу содер­жанием, то есть под названием каждой главы будет написано ко­роткое резюме.

Двигаясь этой дорогой, вы легче и лучше проясните для себя, что же намерены делать. Вдобавок выстроится членораздельный проспект для показа научному руководителю. И к тому же вы сами поймете, насколько ясны ваши идеи. Некоторые идеи кажутся убедительными, пока они в голове, но как только начнешь пи­сать, всё расползается под руками. Можно иметь ясное представ­ление о том, с чего начать и на чем закончить, и тем не менее оказывается, что неизвестно, как прийти от этого начала к этому концу и что должно стоять посередине. Дипломная работа, как шахматная партия, состоит из множества ходов, однако вы долж­ны предвидеть главные ходы и комбинации, ведущие к шаху и мату, иначе шах и мат будут объявлены не вами, а вам.

Грубо говоря, рабочий план состоит из заглавия, введения и содержания. Удачное заглавие содержит в себе всю концепцию. Речь идет вовсе не о том заглавии, которое депонируется в дека­нат за много месяцев до защиты и которое почти всегда так общо, что оставляет бесконечный простор для переделок. Я имею в виду то «истинное» заглавие диплома, которое обычно оказывается в подзаголовке. У диплома может быть «общее» название «Поку­шение на Пальмиро Тольятти в отражении радиохроники», но истинная тема (и соответственно подзаголовок) будут читаться так: «Сравнительно-содержательный анализ радиопрограмм, на­целенный на выявление скрытой тенденции при освещении сред­ствами радиовещания победы Джино Бартали в велогонке «Тур де Франс» в целях отвлечения общественного мнения от крупно­го политического события». Это значит, что обрисовав сферу ин­тереса, в ней выделили некий конкретный сектор. В нем и сосре­доточена проблема работы, то есть: как освещали радиостанции победу велогонщика Джино Бартали, поминутно стараясь отвлечь внимание публики от покушения на Тольятти ? И как можно выявить это подспудное намерение, исследуя содержание радиопе­редач? Так заголовок укрупняется до проблемы и формирует со­бою стержень рабочего плана.

После того как будет сформулирована проблема, распланируем работу по этапам. Каждому этапу будет соответствовать глава. Например:

1. Обзор литературы по вопросу

2. Хроника исторических фактов

3. Дайджест радиопередач

4. Сравнение количественных данных по радио сводкам и график их вы­хода в эфир

5. Сравнение содержания радиосводок

6.  Выводы

Конечно, план работы может строиться и по-другому:

1. Хроника событий по различным источникам информации

2. Дайджест радиосводок с момента покушения до момента победы Бар-тали

3. Дайджест радиосводок с момента победы Бартали и в три следующих дня

4. Сравнение количественных данных двух групп сводок

5. Сравнение содержания двух групп сводок

6. Социополитическая оценка

Крайне желательно, чтобы ваш проспект, как я уже советовал выше, был гораздо подробнее краткой схемки. Если хотите, раз­линуйте чернилами двойной лист тетради и вписывайте туда ка­рандашом сколько угодно подпунктов, стирайте резинкой и пи­шите новые, меняйте пункты и подпункты в соответствии с раз­витием вашей мысли.

Другая форма указателя-гипотезы — разветвляющийся план.

1. Описание событий

 

 

 

2. Радиосводки

 

 

/

С покушения до победы Бартали

 

 

 

\

От победы Бартали и позже

3. И так далее

 

 

 

 

Разветвлять такую структуру вы можете сколько угодно.


В сущности, указатель — проблемный план должен строиться по такому рецепту:

1.  Постановка проблемы

2. Опыт предшественников

3. Наша гипотеза

4. Данные, которыми мы располагаем

5. Анализ этих данных

6. Доказательство гипотезы

7. Выводы. Перспективы продолжения данного исследования

Третьей фазой работы над дипломом является предисловие. Предисловие — это, в сущности, развитие пунктов содержания. «В данной работе мы намереваемся доказать такую-то гипотезу. Предыдущие исследователи оставили нерешенными такие-то и такие проблемы, и собранные факты на данный момент не пред­ставляются достаточными. В первой главе попытаемся ответить на такой-то вопрос; во второй — достичь такого-то результата. В заключении подчеркнем, что нами обнаружено то-то и се-то. Следует оговорить, что наше исследование проводится в таких-то четко очерченных рамках, а именно оттуда и досюда, оттоле и доселе. В означенных пределах будет применяться методология, которая заключается вот в чем...»

Функция этого псевдопредисловия («псевдо» по понятной при­чине: оно будет тысячу раз переделано, прежде чем завершится ваш диплом) состоит в том, что оно помогает выстроить рабочие идеи в цепочку, и цепочка эта уже меняться не может, а если будет меняться, то лишь ценой сознательной перетасовки пунктов пла­на. Это поможет вам сдерживать тягу к отступлениям и укрощать случайные импульсы.

Предисловие нужно, в частности, и чтоб донести до научного руководителя, что же вы собираетесь делать.

Главная же функция предисловия — проверить, в состоянии ли вы излагать идеи. Учение в школе, выпускные школьные и вступительные университетские экзамены обычно проходят на фоне бесконечного писания сочинений. После этого за четыре, пять, шесть лет учебы, когда, как водится, от студента ровно ни­чего писать не требовалось1, атрофируются все приобретенные в школе навыки, и к моменту диплома выпускник подходит совер­шенно растренированным. Обнаружить это — довольно сильный шок. Лучше не дотягивайте до крайности. Начинайте писать как можно раньше, то есть пробуйте внятно сформулировать собствен­ные научные гипотезы.

Внимательно отнеситесь к этому этапу, потому что пока вы не сочинили содержание и введение, вы не можете быть уверены, что это и есть ваш диплом. Если введение никак не получается, значит, нет у вас четкого понимания, с чего следует начинать. А ес­ли вы знаете, как начать, значит, вы хоть приблизительно предпо­лагаете, чем закончить. Из этого предположительного материала вам и предстоит выстроить свое предисловие, которое будет чем-то вроде рецензии на воображаемую работу. Не бойтесь загады­вать наперед. У вас будет время отступить.

Понятно, что и введение и содержание будут неоднократно переписаны. Это заложено в программу. Окончательное введение и окончательное содержание (те, которые войдут в переплетен­ный текст диплома) не могут и не должны быть тождественны вашим первым наброскам. Будь они тождественны, это бы озна­чало, что за время работы у вас не родилось ни единой новой идеи. Вы завидно цельная личность, но работа над исследовани­ем оказалась бесполезной.

Чем будет отличаться первая редакция введения от окончатель­ной? Тем, что в окончательной вы будете обещать гораздо меньше, нежели в первой. Назначение окончательного введения — помочь

 читающему вникнуть в ваш диплом. Ни в коем случае не сулите того, чего в дипломе не окажется. Назначение высококачествен­ного окончательного введения — сообщить оппоненту столько, чтобы он удовлетворился и не стал читать сам диплом... Но оста­вим шутки. Конечно, грамотное введение в опубликованной кни­ге должно содержать достаточно материала для рецензента, что­бы он отозвался о книге именно так, как это желательно автору. Но с дипломом дело иное. Вообразите, если оппонент (или кто там за него) все-таки прочитает полный текст работы и обнару­жит, что в ней не содержится тех результатов, которые вы наобе­щали во введении. Нет, необходима максимальная осторожность. Пусть во введении провозвещается ровно столько, сколько ваш диплом действительно в состоянии предложить.

Введение нужно еще и для того, чтобы было ясно, что поме­щается в фокусе вашего диплома и что — на периферии. Разгра­ничивать эти вещи крайне важно, и не только для чистоты мето­да. С вас строже спросится за все то, что вы сами обозначили как суть, и гораздо менее строго — за второстепенности. Если ваш предмет — «Наполеон в России. Роль партизанских формирова­ний в поражении французской армии», вам простят какие-то ла­куны в знании Тильзита и Аустерлица, но уж Бородино, извини­те, с вас потребуют во всех подробностях, а что касается парти­занских вожаков, извольте помнить о каждом — имя, фамилию, кличку и год рождения.

Чтобы решить, где же центр (фокус) вашей работы, вы долж­ны как-то понять, каким материалом располагаете. Вот почему «подлинное» наименование вкупе с псевдопредисловием и с ги­потетическим содержанием должны создаваться почти что в пер­вую очередь, но все-таки не в первую очередь.

В первую очередь проводится библиографическая разведка (как мы видим из раздела II.2.4., с ней можно справиться за неделю и не выезжая из маленького города). Возвращаясь к примеру с библио­текой Алессандрии: за три дня работы было собрано материала достаточно, чтобы набросать вполне пристойное содержание.

Какой логикой руководствоваться, составляя содержание-ги­потезу? Характер логики зависит от характера диплома. В исто­рических работах имеет смысл основываться или на хронологии (например: «История преследований вальденцев в Италии»), или на причинно-следственных связях («Корни арабо-израильского конфликта»); или можно организовывать материал по простран­ственному принципу («Распространение метода прямых продаж в книготорговле провинции Канавезе»), а также по сравнитель­но-сопоставительному («Национализм и популизм в итальянской культуре периода Первой мировой войны»).

Делая диплом на основании экспериментов, применяйте ин­дукцию: от описания опыта к выведению теории. В работе по математической логике, напротив, потребуется дедукция: снача­ла предлагается теория, потом она рассматривается в примене­нии к конкретным случаям. Я склонен думать, что удовлетвори­тельную рабочую программу можно построить, переняв для себя методику одной из критических работ по данному вопросу, вхо­дящей в вашу библиографию. Внимательно проанализируйте свою научную литературу и решите, какая структура исследования луч­ше соответствует специфике проблемы, заявленной в качестве «подлинного» сюжета вашего исследования.

В содержании ваша работа должна логически подразделяться на главы и параграфы, пункты и подпункты. Подробнее о технике членения см. VI.2.4 и VI.4. Старый добрый метод попарного сопо­ставления позволит вам дописывать подпункты, не нарушая форму плана. Например, костяк плана может иметь такую форму:

1. Центральная тема

1.1. Первостепенная подтема

1.2. Второстепенная подтема

2. Распространение центральной темы

2.1. Развитие первого аспекта

2.2. Развитие второго аспекта и т.д.,

Когда будет готов этот ваш план-указатель-рабочая гипотеза, любое ваше чтение и любой подбор документов будут соотно­ситься с конкретным пунктом плана. Буквенные шифры, вписан­ные во все клетки, послужат для пометок на конспект-картах (под­робнее см. раздел IV.2.1). Разумеется, рядом с буквенной или вме­сто буквенной вы можете применять цифровую или цветовую индикацию.

Это вам облегчит и внутритекстовые отсылки. Что такое внут­ритекстовые связи, вы можете видеть на примере данного посо­бия. Часто речь идет о предметах, которые уже описывались в предыдущих разделах или будут описаны в последующих. Давая ссылку на разделы и параграфы, удастся избегать ненужных по­вторений.

Еще важнее, что при этом создается картина общей цельности работы. Внутритекстовые отсылки полезны, когда единое явле­ние рассматривается в двух разных аспектах; когда единый при­мер подтверждает два разных соображения; когда общее рассуж­дение применимо к какому-то конкретному факту; а также во мно­гих других ситуациях.

Хорошо организованный диплом должен пестрить внутритек­стовыми отсылками. Если этих отсылок нет, это, видимо, значит,

что каждая глава толкует о своем, отдельном, как будто сказанное в предыдущих главах не играет большой роли. Разумеется, суще­ствуют и такие дипломные работы (скажем, собрания докумен­тов). Но по крайней мере на стадии выводов и заключений внут­ритекстовые отсылки все-таки должны появиться. Грамотно сделанный гипотетический указатель предложит вам сетку номер­ков, которые вы будете проставлять повсюду, не имея ни малей­шей надобности перелистывать страницы и искать место, где го­ворилось о том же самом (описанный метод широко применен в читаемой вами книге).

Для отражения логической структуры диплома (центральное поле исследования; периферия поля; основная тема; первостепен­ная и второстепенная подтемы...) в содержании должны быть пе­ренумерованы все главы, разделы и подразделы. Предлагаю вам для примера «Содержание» данной книги. В нем немало разделов и подразделов, а также встречаются такие дробные подпункты, что они и в «Содержание» не вошли (см., скажем, в разделе III.2.3).

Аналитическая структура максимально удобна для логичес­кого уяснения концепции. Содержание должно быть абсолютно логично: раздел I.3.4 может быть лишь частным случаем тезиса I.3. и ничем иным; это должно ясно выглядеть на бумаге.

1 Не везде одинаково. В США, например, вместо устного экзамена по окончании любого курса по любой дисциплине студент предоставляет десяти-двад­цатистраничную «курсовую» — papers. Устно-начетническая форма экзамена от­нюдь не является оптимальной и единственно верной, и во многих университет­ских системах преподаватели сами решают, как оценивать уровень усвоения сту­дентами знаний.

НАЗАД | ВПЕРЁД