Контрольная работа по философии Возрождения. 2-й курс специальности «философия» заочной формы обучения философского ф-та ОНУ им. И.Мечникова.
Задание 1.
Назовите представителей следующих философских направлений и их произведения:
(варианты 1 – 7)
- ранний итальянский гуманизм;
- «гражданский гуманизм»;
- ренессансный эпикуреизм;
- ренессансный неоплатонизм;
- ренессансный перипатетизм;
- христианский гуманизм;
- натурфилософия Возрождения 16-го века.
Задание 2.
Сравните философские концепции между собой, Укажите черты сходства и различия.
(Варианты 1 – 5).
- Итальянский гуманизм – христианский гуманизм северного Возрождения (человек – Бог – мир).
- Ренессансный неоплатонизм – и аристотелизм Возрождения (проблема души).
- Космология Николая Кузанского – натурфилософия 16-го века.
- Учение гуманистов о человеке – и «антропология» М.Монтеня.
- Концепция государства Н.Макиавелли – утопические учения Т.Мора и Т.Кампанеллы.
Задание 3.
Оцените истинность либо ложность следующих высказываний. Кратко обоснуйте свой ответ.
(Варианты 1 – 6).
Вариант 1.
- Джаноццо Манетти: Метафизическое познание, в отличие от обыденного, направлено на спасение души.
- Н. Макиавелли: Государь во имя удержания власти во всех обстоятельствах должен руководствоваться моралью.
- П. Помпонацци отвергал аверроистское учение о существовании единого и безличного человеческого духа, коллективного разума.
- Эразм Роттердамский – сторонник просвещенной монархии и католицизма.
- Ф. Патрици: Поток – материя всех вещей – пассивна, косна, неподвижна.
Вариант 2.
- У Л. Валлы трактовка удовольствия как пользы ведет к индивидуалистической этике.
- «Речь о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола проникнута идеей неравенства мудрецов и толпы.
- Отличая судьбу от естественной необходимости, П. Помпонацци допускает чудеса.
- Корень зла в обществе, - полагает Т.Мор, - это пороки людей, ведущие к частной собственности.
- Джордано Бруно: Бог невыразим. Поэтому познание «Бога в вещах» невозможно.
Вариант 3.
- Исследователи выделяют в философии итальянского Возрождения три элемента:1)гуманизм; 2)натурфилософию; 3)Реформацию.
- В «Эллинской теологии» Г.Г. Плифон представляет синтез христианства с античными и восточными философскими и религиозными учениями.
- У А. Чезальпино Бог, являясь первоначалом Вселенной, творит мир.
- В Утопии, согласно Т. Мору, можно проповедовать положения любой религии или атеизма.
- Джордано Бруно: Материя, одушевленная мировой душой, обладает самодвижением.
Вариант 4.
- Нравственный идеал П. Браччолини имеет ярко выраженный созерцательный характер.
- Подобно «гражданским гуманистам» М. Фичино отстаивает идеал социально активного человека, гражданина.
- Ванини полагает, что психическая жизнь человека определяется естественными причинами.
- Монтень эволюционировал от стоицизма к скептицизму, но идеи эпикуреизма были ему чужды.
- Т. Кампанелла выступал в защиту Галилея, отстаивая его взгляды на бесконечность Вселенной.
Вариант 5.
- Николай Кузанский, будучи кардиналом, высказывал в своей философии положения, противоречащие доктрине томизма.
- Джованни Пико делла Мирандола: Человек божественен, так как не имеет определенности и творит свою сущность свободно.
- П. Рамус: «Кое-что из сказанного Аристотелем истинно».
- М. Монтень: Познать природу Бога, доказать его бытие – невозможно.
- Б. Телезио: Собственные начала природы следует выводить из природы при помощи ощущений.
Вариант 6.
- Кузанец: Абсолютный минимум не совпадает с абсолютным максимумам.
- Н. Макиавелли: Движущая сила истории – неизбежное столкновение интересов собственников.
- Эразму Роттердамскому была по душе интеллектуальная усложненность схоластики.
- М. Монтень: Человек – венец творения и цель жизни космоса.
- Ф. Патрици: Истинная философия должна основываться на разумном, умозрительном познании мира.