Контрольная работа по философии Возрождения. 2-й курс специальности «философия» заочной формы обучения философского ф-та ОНУ им. И.Мечникова.

Задание 1.

Назовите представителей следующих философских направлений и их произведения:

(варианты 1 – 7)

  1. ранний итальянский гуманизм;
  2. «гражданский гуманизм»;
  3. ренессансный эпикуреизм;
  4. ренессансный неоплатонизм;
  5. ренессансный перипатетизм;
  6. христианский гуманизм;
  7. натурфилософия Возрождения 16-го века.

Задание 2.

Сравните философские концепции между собой, Укажите черты сходства и различия.

(Варианты 1 – 5).

  1. Итальянский гуманизм – христианский гуманизм северного Возрождения (человек – Бог – мир).
  2. Ренессансный неоплатонизм – и аристотелизм Возрождения (проблема души).
  3. Космология  Николая Кузанского – натурфилософия 16-го века.
  4. Учение гуманистов о человеке – и «антропология» М.Монтеня.
  5. Концепция государства Н.Макиавелли – утопические учения Т.Мора и Т.Кампанеллы.

Задание 3.

Оцените истинность либо ложность следующих высказываний. Кратко обоснуйте свой ответ.

(Варианты 1 – 6).

 

Вариант 1.

  1. Джаноццо Манетти: Метафизическое познание, в отличие от обыденного, направлено на спасение души.
  2. Н. Макиавелли: Государь во имя удержания власти во всех обстоятельствах должен руководствоваться моралью.
  3. П. Помпонацци отвергал аверроистское учение о существовании единого и безличного человеческого духа, коллективного разума.
  4. Эразм Роттердамский – сторонник просвещенной монархии и католицизма.
  5. Ф. Патрици: Поток – материя всех вещей – пассивна, косна, неподвижна.

Вариант 2.

  1. У Л. Валлы трактовка удовольствия как пользы ведет к индивидуалистической этике.
  2. «Речь о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола проникнута идеей неравенства мудрецов и толпы.
  3. Отличая судьбу от естественной необходимости, П. Помпонацци допускает чудеса.
  4. Корень зла в обществе, - полагает Т.Мор, - это пороки людей, ведущие к частной собственности.
  5. Джордано Бруно: Бог невыразим. Поэтому познание «Бога в вещах» невозможно.

Вариант 3.

  1. Исследователи выделяют в философии итальянского Возрождения три элемента:1)гуманизм; 2)натурфилософию; 3)Реформацию.
  2. В «Эллинской теологии» Г.Г. Плифон представляет синтез христианства с античными и восточными философскими и религиозными учениями.
  3. У А. Чезальпино Бог, являясь первоначалом Вселенной, творит мир.
  4. В Утопии, согласно Т. Мору, можно проповедовать положения любой религии или атеизма.
  5. Джордано Бруно: Материя, одушевленная мировой душой, обладает самодвижением.

Вариант 4.

  1. Нравственный идеал П. Браччолини имеет ярко выраженный созерцательный характер.
  2. Подобно «гражданским гуманистам» М. Фичино отстаивает идеал социально активного человека, гражданина.
  3. Ванини полагает, что психическая жизнь человека определяется естественными причинами.
  4. Монтень эволюционировал от стоицизма к скептицизму, но идеи эпикуреизма были ему чужды.
  5. Т. Кампанелла выступал в защиту Галилея, отстаивая его взгляды на бесконечность Вселенной.

Вариант 5.

  1. Николай Кузанский, будучи кардиналом, высказывал в своей философии положения, противоречащие доктрине томизма.
  2. Джованни Пико делла Мирандола: Человек божественен, так как не имеет определенности и творит свою сущность свободно.
  3. П. Рамус: «Кое-что из сказанного Аристотелем истинно».
  4. М. Монтень: Познать природу Бога, доказать его бытие – невозможно.
  5. Б. Телезио: Собственные начала природы следует выводить из природы при помощи ощущений.

Вариант 6.