Л.Н.Терентьева.

 

Философский факультет Одесского национального университета

 

им. И.И. Мечникова

Кафедра философии естественных факультетов.

 

Вопросы для кандидатского экзамена по философии для аспирантов естественных факультетов.

 

1. Философии как учение о первых принципах бытия и его познания.  (Аристотель). Соотношение философии, науки и религии. (Б.Рассел). Определение предмета философии в марксизме.

2. Функциональный (служебный) характер предмета философии по отношению к теологии, науки, политике. (А. Уёмов). Условие догматизации философии.

3.Предмет философии как система предпосылок. Части философии. Философские и научные предпосылки. Предпосылочное отношение между философией и наукой. (А.Уёмов).

4.Различие философского и научного знания: проблемы; методы; развитие; язык. «Скандал в философии» (И.Кант). Условия трансформации философских принципов в  научные. 

5.Проблема демаркации научного и ненаучного знания: принципы верификации и фальсификации. Соотношение  философии и науки в натурфилософии, позитивизме,  постпозитивизме. 

6. Категории Аристотеля: сущность, количество, качество, соотнесенное, пространство, время  и их значение для современной науки.  

7.Материя как противоположность форме (Аристотель) и материя как противоположность сознанию (Г.Гегель, Ф.Энгельс).   Основной вопрос философии (Ф.Энгельс). 

8.Аристотель, Ф.Энгельс о классификации видов движения.  Проблема классификации наук. (Ф.Энгельс, Б.Кедров).

9.Пространство и время: субстанциальная и реляционная концепции. Аристотель: «Время есть число движения».  Взгляды Аристотеля или Демокрита на проблему пустоты были реализованы И.Ньютоном? А.Эйнштейном?  

10.Категории   «вещь», «свойство» и «отношение»: взаимоопределимость и взаимопереходность.  Проблема классификации наук в категориях «вещь – свойство – отношение». (А.Уёмов).

11. Категория  Аристотеля соотнесённое» как того, «что оно есть в связи с другим или находясь в каком-то ином отношении к другому». Различие «соотнесённого» и «отношения».  Обоюдность соотнесённого. 

12.Типология отношений. Внутренние и внешние отношения. Существование «внешних» отношений как «великий» вопрос философии. (У.Джеймс). 

13.Сущность качественного и пространственного понимания вещей. Свойство как вещь и отношение как вещь. Пространственные и качественные границы вещей. (А.Уёмов).

14. Свойство и качество. Д.Локк и Д.Беркли о первичных и вторичных качествах. Типология свойств. Точечные, линейные и многомерные свойства.

15. Позитивизм О.Конта: соотношение философии, науки и религии. Опыт и наука. Три стадии объяснения природных и социальных явлений. Отрицание существования внеопытных сущностей.

16. Позитивизм Г.Спенсера: специфика философского и научного знания; о непознаваемом в науке; эволюционизм. Психологическая форма позитивизма Э.Маха, его идеал науки, принцип экономии мышления. 

17. Эмпирический контроль научного знания: принцип верификации (логический позитивизм), принципом фальсификации. (К.Поппер). Парадокс подтверждения К. Гемпеля.

18.Структура научных революций. (Т.Кун). Относительность критериев научной рациональности. Теоретическая «нагруженность» фактов. Идея «несоизмеримости» парадигм.  

19.Концепция развития науки П.Фейерабенда. Идея теоретического и методологического плюрализма. «Несоизмеримость» научных теорий. Идея нагруженности знания: теоретическая и идеологическая.  

20. П. Фейерабенд как критик неопозитивизма и критического рационализма: критика «нейтрального» языка наблюдения в концепции логического позитивизма, идея отказа от понятия истины и объективности знания. Язык наблюдения, опыт и эмпиризм в концепции П.Фейерабенда.

21. И. Лакатос: развитие науки как конкуренция научно-исследовательских программ (НИП). Строение научно-исследовательской программы: «Жесткое» ядра программы и  «защитный пояс» из вспомогательных гипотез.

22. С. Тулмин:   эволюционистская модель развития науки, научная теория как «популяция» понятий, новизна теории как «мутация»,  историчность «стандартов рациональности и понимания». Двойственная природа науки.

23. Дж. Холтон: тематический анализ науки. Соотнесение тематического анализа науки с  предпосылочным анализом. (А.Уёмов). Развитие знания как борьба между противоположными «тематическими наборами».

24. Классификация и её место в развитии науки. Логические основания классификации: деление и членение понятий. Классификация,  районирование и периодизация. Многообразие классификаций. 

25.Логический квадрат как «уточнение Аристотелевской силлогистики» (Ю. Бохеньский). Соотнесенность дедуктивных и индуктивных выводов на логическом квадрате. 

26. Отношение противоположности и противоречия суждений на логическом квадрате. Формально-логические законы мышления на логическом квадрате. 

27.  Простой категорический силлогизм, его фигуры и правила. Силлогизм как связь терминов и как связь посылок. Соотнесенность и обоюдность аксиом силлогизма (nota notae ) и  (dictum de omni).

28.Индуктивные умозаключения. Индукция и дедукция: соотнесенность определений. Условия новизны и достоверности индуктивных и дедуктивных выводов. Дж. С.Милль об аксиоме индукции.

29. Условно–категорический силлогизм и его правила. Соотнесенность правил modus tollens   и   modus ponens. Разделительно-категорический силлогизм и его правила. 

30. Структура выводов по аналогии:  аналогия свойств, аналогия отношений, аналогия изоморфизма, аналогия следствий. Аналогия как логическая основа метода моделирования.   (А.Уёмов).

31. Понятие доказательства в традиционной логике. Доказательство и вывод. Доказательство и опровержение. Виды доказательства. Строение и правила доказательства. Ошибки в доказательстве.

32. Основные идеи логики высказываний.  Логические связки и их определение с помощью таблиц истинности. Парадоксы импликации.

33. Элементарные приёмы исследования: сравнение, абстрагирование, анализ, синтез. Классификация этих методов в категориях вещи, свойства и отношения.

34.  Эмпирические методы исследования.   Логические основания метода наблюдения и метода эксперимента. Эталонное и безэталонное измерение.

35. Методы теоретизации научного знания. Теоретические конструкты. Идеализация, формализация и математизация. 

36.Аксиоматический и гипотетико-дедуктивный метод построения научной теории.   Эйнштейновская модель построения научной теории. (Дж. Холтон).

37.Категории «вещи, свойства и отношения» и категории «определенное, неопределенное и произвольное» как категориальные основания параметрической ОТС.  

37. Системный подход и общая теория систем. Работы А.Богданова и Л.фон Берталанфи.   Параметрическая общая теория систем. (А. Уёмов).

38.Два двойственных определения понятия «системы» в категориях «вещи, свойства и отношения» и категориях «определенное, неопределенное и произвольное».   (А.Уёмов).

39.Системные дескрипторы: концепт, структура и субстрат и их соотношение в двойственном системном моделировании. Двойственность и дополнительность. (А.Уёмов)

40. Системные параметры как общесистемные свойства. Атрибутивные (бинарные  и линейные) системные параметры как основания деления систем. Реляционные системные параметры. (А.Уёмов)

41.Общесистемные закономерности как устойчивые связи между значениями системных параметров. Системные дескрипторы и учение Аристотеля о четырех причинах. (А.Уёмов).

42. Проблема развития в философии и в науке. Диалектическая концепция развития. (Г. Гегель, Ф.Энгельс) Кумулятивистский и некомулятивистский тип развития научного знания.

43. Системная модель развития научного знания в категориях системных дескрипторов. Гомогенный и гетерогенный типы  развития.

44. Структурная онтология. Основной вопрос структурной онтологии. Структурные модели бытия в категориях «вещи», «свойства» и «отношения».

45. Предпосылочное знание. Научные и философские предпосылки. Онтологические, гносеологические, логические и методологические предпосылки.