ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО СПЕЦКУРСУ «ПРАВОСЛАВИЕ В ХХ ВЕКЕ»
Для студентов 5 курса дневного и заочного отделения философского факультета.
1. Философы Серебряного века о культурно-исторических основаниях западно-европейского и греко-византийского типов рациональности.
2.Связь между русской религиозной философией ХХ в. и древними традициями православного мистицизма.
3.Основные этапы развития философии православия.
4.Развитие идей В.С.Соловьева мыслителями ХХ века.
5."Новое религиозное сознание" начала ХХ века о проблемах Церкви, государства, личности.
6. Исходные понятия, основания, историческое значение «нового религиозного сознания».
7.Религиозная антропология Григория Паламы и ее влияние на русскую религиозную философию первой половины ХХ в.

8.Осмысление роли православия в развитии русской духовной культуры и национального самосознания в русской религиозной философии конца ХIХ – первой половины ХХ вв.

9.Имяславие и философия языка (П.Флоренский, С.Булгаков, А.Лосев).
10.Софиология: основные идеи и представители.
11.Философия символа П.Флоренского.
12. Этическая концепция Б.П.Вышеславцева.
13.Неопатристический синтез Г.Флоровского.
14.Место А.Ф.Лосева в русской религиозной философии.

15.Развитие основных идей философии православия в наши дни.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ «ПРАВОСЛАВИЕ В ХХ ВЕКЕ»
1.Основные этапы и участники «нового религиозного сознания» -
религиозно-философского движения в России в первой половине ХХ века.
2.Исходные понятия и основания «нового религиозного сознания» (по работам его участников).
3.Осмысление роли православия в развитии русской духовной культуры и национального самосознания в русской религиозной философии конца 19 – первой половины 20 веков.
4.Христианско-теократическая утопия В.Соловьева (по работам «Россия и Вселенская церковь», «Чтения о Богочеловечестве»)
5.Творчество Ф.М.Достоевского как идейный источник «нового религиозного сознания».
6.Критика утопического сознания Г.Флоровским (по работе «Метафизические предпосылки утопизма»// «Путь», № 4, июнь-июль 1926).
7.Развитие идей В.Соловьева мыслителями ХХ века.
8.В.Соловьев и «новое религиозное сознание».
9.Эсхатологическая проблема в русской религиозной мысли ХХ века.
10.Антропософия Р.Штейнера как немецкая параллель русской софиологии.
11.Справедлива ли, с Вашей точки зрения, постановка вопроса о национальной специфике философской культуры России конца 19 – первой половины 20 вв?
12.Основные положения православной мистики.
13.Религиозная антропология Г.Паламы и ее влияние на русскую религиозную философию в первой половине ХХ века.
14.Основные этапы развития философии православия.
15.Софиология: основные идеи и представители.
16.Философский символизм П.Флоренского.
17.Развитие философии православия в наши дни.
18.Имяславие и философия имени С.Булгакова.
19.Имяславие и философия имени П.Флоренского.
20.Имяславие и философия имени А.Лосева.
21.Неопатристический синтез Г.Флоровского (по работе «Пути русского богословия»).
22. Религиозный анархизм Д.Мережковского.
23.Модернистская и авангардистская личность как культурно-исторический феномен.
24.Теория символа А.Белого (по работе «Символизм как миропонимание»).
25.Теизм и гнозис в религиозных исканиях мыслителей Серебряного века.
26. А.Мень о религиозных исканиях русских философов: положительная оценка либерального богослова.
27. Н.Бердяев о «новом религиозном сознании» (по работе «О новом религиозном сознании»//Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900 – 1906 г.).
28.С.Франк о «новом религиозном сознании».
29.Философия культа П.Флоренского (по работам «Иконостас», «Обратная перспектива»).
30.Русское философское зарубежье о роли православия в развитии русской духовной культуры и национального самосознания.
31.Работа Г.Флоровского «Пути русского богословия» как опыт теоретического анализа основных тенденций и особенностей религиозно-философской мысли в России в конце 19 – середине 20 вв.
32.Исихазм как пространство философии в интерпретации С.С.Хоружего.
33.Христианский персонализм и символизм.
34.Философы Серебряного века о культурно-исторических основаниях западно-европейского и греко-византийского типов рациональности.
35. Философия мифа А.Лосева (по работе «Диалектика мифа»).
36. Осмысление православной иконописи в работах философов Сенребряного века (Е.Н.Трубецкой «Три очерка о русской иконе». М. 1991; П.Флоренский «Иконостас», «У водоразделов мысли» (глава «Обратная перспектива»)).
37. Значение творчества Вяч.Иванова в судьбах «нового религиозного сознания».
38. Значение творчества В.Розанова  в судьбах «нового религиозного сознания».
39. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении (по работам С.С.Хоружего).
40. Проблема личности в православии: мистика исихазма и метафизика всеединства.
41. Эстетизм и религия.
42. С.Булгаков о православной мистике (по работе «Православие»).
43. Духовно-эстетические основы православной иконы.
44. Философия православия П.Флоренского (по работе «Столп и утверждение истины»).
45. Соотношение исихазма и платонизма (по работам А.Лосева).
46. Иисусова молитва – «сердце православия».
47. Философские споры вокруг богословского учения об Имени Божием в ХХ веке.
48. Искусство авангарда и религиозное сознание.
49. Личность как триединство в метафизике Л.П.Карсавина.
50. Особенности православной духовности (по работам С.С.Аверинцева).
51. Концепция бессмертия в метафизике Л.П.Карсавина.
52. Человек – культ – культура как проблема философии И.Ильина.
53. Концепция религии С.Булгакова (по работе “Свет невечерний»).
54. Религиозная антропология Б.П.Вышеславцева (по работам «Этика преображенного Эроса» и «Сердце в христианской и индийской мистике»).

                       
ЛИТЕРАТУРА по курсу «ПРАВОСЛАВИЕ В ХХ ВЕКЕ»:
Основная:
1. Белый А. Символизм как миропонимание. М. 1994.
2. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства. М. 1994.
3. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. СПб. 1907.
4.Бердяев Н.А. Истина православия//Человек. 2003. № 4.
5.Бердяев Н.А. Кризис искусства. М. 1990.
6.«Братство Святой Софии. Материалы и документы. 1923-1939" (Изд-во "Русский путь", 2000 г.)
7. Булгаков С. Н. Свет Невечерний. М. 1991.
8.Булгаков С. Н. Философия имени. М. 1991.
9.Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса.
10.Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике//Вопросы философии. 1990. №  4.
11.Григория Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. М. 1995.
12.Дионисий Ареопагит. О божественных именах. СПб. 1994.
13. Записки Петербургских Религиозно-Философских собраний. СПб., 1906.
14. Зеньковский В.В. История русской философии. Л. 1991.
15. Зеньковский В. Принципы православной антропологии // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М. 1991.
16.Иванов В. Родное и вселенское. М. 1994.
17.Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.
18.Карсавин Л. П. Религиозно-философские сочинения. М., 1992. Т. 1.
19.Киреевский И.В. Критика и эстетика. М. 1979.
20.Лосев А.Ф. Соловьев и его время. М. 1990.
21.Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. 1998.
22. Лосев А.Ф. Философия имени. М.1990.
23. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М. 1990.
24.Лосев А.Ф. Имяславие// Вопросы философии. 1993, № 9.
25. Лосев А.Ф. Имяславие и платонизм//Вопросы философии. 2002, №9.
26.Лосский В.Н. Богословское понятие человеческой личности. Богословие образа// Богословские труды. М. 1975. Вып.14.
27.Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М. 1991.
28. Мейендорф И. Православие и современный мир (лекции и статьи). Минск. 1995.
29.Мейер А.А. Петербургское Религиозно-философское Общество//Вопросы философии. 1992. № 7.
30.Мережковский Д.С. В тихом омуте. М. 1991.
31.Мережковский Д.С. Эстетика и критика. В 2-х т. М. 1994.
32.Несмелов В.И. Наука о человеке. М. 1994.
33.О Владимире Соловьеве: сборник статей. М. 1911.
34.Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М. 1992.
35.Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. М. 1988.
36.Соловьев В.С. Сочинения в двух томах (Приложение к журналу «Вопросы философии»). М. 1989.
37.Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х томах. СПб. 1991.
38.Флоровский Г. Пути русского богословия (любое издание).
39.Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М. 1990.
40.Флоренский П.А. Автореферат//Вопросы философии. 1988. № 12.
41.Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия (любое издание). Глава «Человек и Бог».
42.Хоружий С.С. После перерыва. СПб. 1994.
43.Хоружий С.С. Неопатристический синтез и русская философия// Вопросы философии. 1994. № 5.
44.Хоружий С.С. Исихазм как пространство философии//Вопросы философии. 1995. № 9.
45.Шестов Л. Добро в учении гр.Толстого и Ф.Ницше//Вопросы философии. 1990. № 7.   

 

Дополнительная:

  1. Аржаковский А. Журнал «Путь» (1925 – 1940): Поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции. К.: Феникс, 2000.
  2. Архимандрит Киприан. Антропология св. Григория Паламы. М. 1996.
  3. Ахутин А.В. Кант перед лицом русской религиозной философии//Вопросы философии. 1990. № 1.
  4. Белый А. Начало века. Воспоминания. В 3-х книгах. Кн.2. М. 1990.
  5. Бибихин В.В. Философия и религия//Вопросы философии. 1992. № 7.
  6. Бибихин В.В. Православие и власть//НГ-Религии. 3 декабря 2003.
  7. Блок А. Записные книжки. 1901-1920. М. 1965.
  8. Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М.:Ладомир. 1995.
  9. Вислова А.В. На грани игры и жизни//Вопросы философии. 1997. № 12.
  10. Гаврюшин Н.К. Самопознание как таинство. Заметки о русской религиозной антропологии// Вопросы философии. 1996. № 5.
  11. Гоготишвили Л.А. Ранний Лосев//Вопросы философии. 1989, № 3.
  12. Гоготишвили Л.А. Лосев, исихазм и платонизм//Начала. 1994. № 1.
  13. Гройс Б. Русский авангард по обе стороны «черного квадрата»//Вопросы философии. 1990. №11.
  14. Доброхотов А.Л. Мир как имя// Логос. 1996, № 7.
  15. Игумен Вениамин (Новик). Актуальные проблемы российского православного церковного сознания//Вопросы философии. 2002. № 2.
  16. Исупов К.Г. Русская философская танатология//Вопросы философии. 1994. № 3.
  17. Истинные ценности на рубеже ХХ-ХХ1 вв. М. 1992.
  18. История русской философии: Учеб. для вузов / Редкол.: М.А.Маслин и др. – М.: Республика, 2001.
  19.  Кандинский В.В. О духовном в искусстве. Л. 1990.
  20.  Колеров М.А. Не мир, но меч. СПб., 1996.
  21. Котельников В. Блудный сын Достоевского// Вопросы философии. 1994, № 2.
  22.  Кравецкий А.Г. К истории спора о почитании имени Божия// Богословские труды. М. 1997.Сборник 33.
  23. Лосев и культура ХХ века. М. 1991.
  24. Лосевские чтения: Образ мира – структура и целое//Логос. 1999. № 3.
  25. Лундберг Е. Мережковский  и его новое христианство. СПб. 1914.
  26. Медведев М.Д. Антропологический этюд // Богословские труды. 1976. Вып. 16.
  27. Минский Н.М. Религия будущего. СПб. 1905
  28.  Налимов В.В. Нераскрытое содержание книги С.Булгакова «Философия имени»//Журнал «Человек». 2001. № 6.
  29. Новиков М.П. Тупики православного модернизма. М. 1979.
  30. Пайман А. История русского символизма. М. 1998.
  31. Петриковская Е.С. А.Ф.Лосев и проблемы философского обоснования православной духовности//Компаративістські дослідження релігії. Наука і релігія: Проблеми діалогу. - Одеса:АО “БАХВА”. 2002.
  32.  Петриковская Е.С. Диалог науки и религии в философии “нового религиозного сознания”//Компаративістські дослідження релігії. Вип. 4. - Одеса:АО “БАХВА”. 2003.
  33.  Петриковская Е.С. Греческий логос глазами А.Ф.Лосева// Докса. Збірник наукових праць з філософії та філології. Вип. 4. – Одеса: ООО Студія “Негоціант”. 2003.
  34. Попов И.В. И дея обожения в древневосточной Церкви//Вопросы философии и психологии. 1906. Т. 97. С.165-213.
  35. Руднев В. Модернистская и авангардистская личность как культурно-психологический феномен//Русский авангард в кругу европейской культуры. М., 1993.
  36. Семенкин Н.С. Философия богоискательства. М. 1986.
  37. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. М.-СПб. 1995.
  38. Степун Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры (глава из книги «Большевизм и христианская экзистенция»//Вопросы философии. 1997. № 1.
  39. Тема смерти в духовном опыте человечества. СПб. 1993.
  40.  Тахо-Годи А.А. Лосев. М. 1997.
  41. Эпштейн М. Искусство авангарда и религиозное сознание//Новый мир. 1989. № 12.
  42.   Эткинд А. Хлыст. М. 1998.