СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К
ЛЕКЦИИ №2
««Категория.
Категориальный анализ»
(Материалы подготовлены на основании статей, представленных в
Большом энциклопедическом философском словаре
КАТЕГОРИЯ (от греч. kategorein - высказывать).
1.В
философии категории, с одной стороны, наиболее общие и вместе с тем простейшие формы действительности.
2. К.-
"родовые понятия" (Кант), от которых происходят остальные понятия (категории познания, сознания).
3.К.-
первоначальные и основные формы бытия объектов познания (категории бытия,
категории реального). Соотношение между категориями
бытия и категориями познания
исследуется теорией познания.
История развития представлений о
категориях
1.Основателем учения о категориях является
Аристотель; он считал, что имеется всего 10 категорий (единичного и общего):
1.Сущность. 2. Количество. 3.Качество.
4.Отношение. 5.Место. 6.Время.
7.Действие. 8.Страдание. 9.Обладание.
10.Самонахождение (положение).
2.По существу, уже и Платон использовал
4 категории: идентичность, отличие,
постоянство, изменчивость.
3.Схоластика, которая называла
категории также предикаментами, знала
только 6 категорий: бытие (сущность),
качество, количество, движение (изменение), отношение, обладание (Habitus).
4.Декарт и Локк различают 3 категории: субстанция, состояние (модус), отношение.
5.Кант понимал под категориями формы рассудка, которые, придавая
познавательный характер чистому восприятию, обусловливают опыт и которые сами
по себе, т.е. без использования ощущений, не имеют познавательной ценности.
Кант составил таблицу категорий,
производную от соответствующей таблицы суждений (схемы), систематизировал 12
категорий в 4 группы по 3 категории в каждой;
первые 6 категорий он назвал математическими, а 6 последних - динамическими;
категории количества: единство
(мера), множество (величина), цельность (все);
категории качества: реальность,
отрицание, ограничение;
категории отношения: принадлежность,
причинность, общение;
категории модальности: возможность,
существование, необходимость.
6.В 19 в. Гегель разработал систему
категорий, более обширную и сложную, чем все прежние. Э. Гартман также дал свое
последовательно проведенное и доныне сохранившее значение учение о категориях.
7.А. Шопенгауэр из 12 кантовских
категорий выделял только категорию причинности:
тем самым о себе заявила философия, в принципе скептически относящаяся ко всем
категориям.
8.Кроме западной философии, сложная
система категорий была построена прежде всего индийской философией, а именно
философскими учениями санкхья, вайшешика.
В настоящее время проблема категорий
разрабатывается в рамках онтологии.
ОНТОЛОГИЯ (от греч. on (ontos) сущее и logos - понятие, разум) - учение о бытии.
С нач. 17 в. у Гоклениуса (1613), Глауберга (1656) и, наконец, у Христиана Вольфа онтология есть не что иное, как метафизика бытия и вещей, являющаяся основой метафизики вообще.
Считая онтологию бессодержательной метафизикой, Кант заменяет ее своей трансцендентальной философией.
У Гегеля онтология является только "учением об абстрактных определениях сущности". После Гегеля онтологические учения встречаются уже чрезвычайно редко.
В 20 в. в процессе отхода от неокантианства и поворота к
метафизике онтология вновь возрождается: у Г. Якоби и особенно у Н. Гартмана -
как строго предметная философия бытия, а у Хайдеггера и Ясперса - в смысле фундаментальной онтологии.
Различие между старой и современной формами онтологии заключается в том, что первая рассматривала весь мир в его отношении к человеку, т.е. все формы и связи реального мира с его богатством переходов - как приспособленные к человеку. Человек благодаря этому становился конечной целью мирового порядка. Новая же онтология выработала чрезвычайно широкое понятие реальности, сообщив полную реальность духу и пытаясь с этой позиции определить автономное бытие духа и его активность в отношении к автономному бытию остального мира. Старая онтология ограничивала сферу реального лишь материальным. Вневременное всеобщее считалось в старой онтологии бытием высшего порядка, даже единственно истинным бытием. Гартман говорил, что "царство, когда-то считавшееся сферой совершенного, царство сущностей, слабым отблеском которого должны быть вещи, как раз это царство оказалось неполноценным бытием, которое может быть понято только в абстракции". В этом и заключено, очевидно, явственное различие между старой и новой онтологией. Тот факт, что в новой онтологии большое место занимает категориальный анализ, объясняется ее сущностью.
КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ
АНАЛИЗ - учение о категориях,
исследующее природу и область применения категорий.
Различает категории науки и познающего мышления (напр., пространство и
время), с одной стороны, и категории
созерцания и переживающего сознания (напр., субстанция, закономерность) - с
другой.
Каждой области науки присущи свои
категории (категориальный анализ считает число категорий очень большим, еще не
выясненным) и лишь немногие из них выполняют всюду одинаковые функции.
Учение Канта о том, что категории
познания суть одновременно и категории объекта, справедливо лишь с некоторыми
оговорками: не все категории бытия представлены в человеческом рассудке, иначе
не было бы ничего непознаваемого. Иногда одна категория становится на место
другой (напр., в физике - причинность на место телеологии), иногда меняется
содержание самой категории.
"Так, в отношении субстанции (как чего-то неизменного) процесс
познания шел от материи к энергии, в отношении действительно всеобщего - от
субстанциональных форм к закономерности, в отношении времени - от наивного
взгляда на время к реальному времени" (Н. Гартман).
Поскольку категориальный анализ имеет
дело со структурой бытия, он является частью онтологии. В этом смысле он должен
вместо принятой абсолютной идентичности категорий познания и бытия
устанавливать скорее границы этой идентичности и даже делать их по возможности
осязаемыми и при этом исследовать, как полно в каждом отдельном случае
совпадают категории реальности и сознания, вернее, насколько глубоко они
расходятся (отсюда - дифференцированный категориальный анализ). Больше всего
совпадают они в области чистой математики, т. к. "идеальное бытие
(математического объекта) приближается к сознанию, что невозможно для
какой-либо иной формы бытия, и это очевидно в феномене непосредственной
(априорной) данности" (Н. Гартман). В наибольшей мере они расходятся
(между собой) в области органического, потому что жизненные функции зачастую
уклоняются от контроля сознания. Все-таки структура категорий бытия всегда
только угадывается, и именно по изменениям, которые испытывают категориальные
понятия прогрессирующего познания предмета.
Часто понятие "категория"
распространяется на все непосредственно данные элементы мышления, т.е. на элементарные понятия, которые
характеризуются тем, что они не могут быть определены, а лишь объяснены. Эти
элементарные понятия образуют вместе с категориями (категориями в узком смысле)
категориальные понятия. Сведение всех
высших понятий к понятиям категориальным ведет к систематическому
категориальному анализу, который поставляет материал в виде дефиниций для
дифференцированного категориального анализа.