СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К
ЛЕКЦИИ №1
«Философские категории. Введение
в философскую терминологию»
(Материалы подготовлены на основании статей, представленных в
Большом энциклопедическом философском словаре
"Бритвы Оккама" принцип (выдвинут У. Оккамом, англ. философом-схоластом 14 в., хотя сформулирован лишь Расселом — возможно, не без влияния "принципа экономии мышления" второго позитивизма) — сущности не следует умножать без необходимости (т.е. понятия, не поддающиеся проверке в опыте и не сводимые к интуитивному знанию, должны быть удалены из науки).
ЯЗЫК -
высшая форма проявления объективного духа, наиболее объемлющее и наиболее
дифференцированное средство выражения, которым владеет человек.
Язык развился из естественных звуков.
Язык
воплощает в себе личный дух. Дух
скрыт в слове (Гёльдерлин). Благодаря языку мышление само может становиться
предметом исследования.
Слово находится между сознанием
и мыслимым предметом. Оно
участвует в бытии обоих. Оно отделяет их друг от друга, давая мне тем самым
возможность отличать возникающее благодаря слову представление от предмета.
Слово связывает предмет и сознание. Без слова представление не могло бы
становиться знаком того, что мыслится. В
этой функции отделения и связывания и находится источник
неограниченного влияния языка на мышление.
Слово -
сосуд для человеческого духа, из которого он выплескивает его на весь мир,
осмысливая, т. о., последний.
Благодаря слову
предмет становится доступным духу и превращается в нечто такое, что дано нашему
познанию.
Слово -
произносимая сущность предмета.
История всякого
языка отражает социальную историю его народа. Корневые слова языка показывают,
какие предметы были самыми важными для народа в период формирования языка.
Словарный состав
языка показывает, о чем думает народ.
Каждое
воспринимаемое слово должно интерпретироваться, чтобы иметь возможность быть
понятым в этом же смысле, какой подразумевается говорящим.
ПОНЯТИЕ - одна из логических
форм мышления. Суждение и умозаключение состоят из понятий.
При рассмотрении
понятия следует различать следующие моменты: содержание мышления (то, что относится к понятию);
предмет понятия
(независимый от мышления объект), затем
объем понятия
(совокупность вещей, которые охватываются данным понятием)
содержание понятия (совокупность объединенных в нем признаков одного или нескольких
предметов).
Различают абстрактные,
или общие
понятия (в математике имеются только такие; см. также Всеобщее) и единичные,
или индивидуальные
понятия. Мышление при помощи понятий, включая также понятия
индивидуальные, содержательнее, чем (по своему происхождению более раннее) созерцание, т. к. оно позволяет глубже
проникать в явление; без него не может обойтись познание.
ТЕРМИНОЛОГИЯ (от лат. terminus
граница, предел и греч. logos -
учение) - специальный язык, совокупность специальных и искусственных знаков
(termini technici), употребляемых в науке или в искусстве.
Исследование
философской терминологии оказывается достаточно сложным, ибо традиционные понятия
благодаря новым аспектам исторически более поздней интерпретации становятся
столь многозначными, что каждый исследователь, чтобы быть правильно понятым,
должен сначала давать пояснение к своей терминологии, т.е. разъяснять смысл
применяемых им терминов. В результате этого терминология как целое становится
все менее ясной и может быть понята только при условии учета соответствующих
аспектов.
Термин - это простейший элемент знания, всегда
выражаемый словом. Уильям Оккам рассматривает "естественные" понятия, относящиеся к самим вещам - "термины
первой интенции", и искусственные, условные понятия, которые имеют
значение, относимое не к одной конкретной вещи, а ко многим вещам, отношениям
между ними, - "термины второй
интенции". Наука имеет дело с вещами и поэтому пользуется терминами
как орудиями знания. "Термины второй интенции" становятся объектом
рефлексии в логике, которую интересуют значения слов (форма), а не физические
состояния вещей (содержание терминов). Универсалии же представляют собой понятия о понятиях, ибо они утверждают
нечто о многих других терминах и не могут обозначать вещи. Универсалии есть
просто знаки вещей и являются результатом деятельности разума.. Учение У.Оккама
о понятиях ("терминизм") отличается высокой степенью абстракции, и
оно существенно повлияло на развитие логики и семиотики. Распространение идей
У.Оккама в средневековых университетах Европы способствовало оформлению такого
направления как терминизм ("оккамизм").
СУЖДЕНИЕ - в логике выраженное в форме предложения высказывание, с помощью которого связываются два понятия (субъект и предикат). В суждении мысль выкристаллизовывается. Суждение соотносит понятие с предметом и вместе с тем с его предикатами с помощью связки "есть".
ПРЕДЛОЖЕНИЕ - в языкознании группа слов, которые избираются
говорящим и связываются друг с другом по законам логики (языка) т. о., что
образуют объективированную, высказываемую, воспринимаемую другими форму одной
или нескольких мыслей.
В предложении
различают 1)субъект, о котором
что-либо высказывается, и 2) n p е д и к
а т, содержание высказывания. Предложение может быть расширено благодаря 3) о б ъ е к т у, на который направляется
деятельность субъекта, 4) определению,
которое приписывает субъекту или объекту особое свойство, 5) наречию, с помощью которого предикат
определяется точнее. Пример: Хорошая (4) хозяйка (1) вкусно (5) готовит (2) еду
(3).
ДЕФИНИЦИЯ (от лат. definitio
- ограничение) - определение понятия, раскрытие понятия путем перечисления
его признаков, т.е. путем указания на содержание понятия. Дефиниция понятий
эмпирических предметов может заключаться лишь в указании существенных
признаков, потому что такие понятия имеют бесконечно большое количество
признаков. Дефиниция у Аристотеля состоит в указании на его "ближайший
(более широкий) род" ("genus
proximum") и "видовое отличие" ("differentia specifica").
СПЕКУЛЯЦИЯ
(от лат. specular рассматривать
издалека) - попытка исключительно мысленным путем получить знание о вещах,
лежащих по ту сторону опыта.
Спекуляция пытается выйти за пределы как восприятия, так и
вообще "посюстороннего", против чего особенно возражал Кант:
"Теоретическое
знание бывает спекулятивным, если оно направлено на такой предмет или такое
понятие о предмете, к которым нельзя прийти ни в каком опыте" (И.Кант"Критика
чистого разума", 1915, с. 363).
Подобные мысли высказывал и Ф.Шиллер: "...философия всегда смешна, когда,
не сознаваясь в своей зависимости от опыта, пытается своими средствами
расширить знание и предписывать мирозданию законы" (В.Гёте и Ф. Шиллер.
Переписка. М.-Л., 1937, с. 88; письмо к Гёте от 16 окт. 1795). Спекулятивными
системами в кантовском понимании этого слова являются, напр., системы Пифагора,
элеатов, Платона, неоплатоников, Декарта, а также Лейбница и других нем.
идеалистов.
Гегель, наоборот, под спекулятивным
мышлением понимал развитое им диалектическое мышление.
ДИАЛЕКТИКА (от греч. dialektike [techne] - искусство вести
беседу) - искусство аргументации, наука логики. Для Сократа диалектика - искусство
вести беседу с целью выяснения понятий, для Платона -
высшая наука, метод познания идей; у софистов диалектика превратилась в
интеллектуальное оружие в борьбе за существование.
Начиная со средних веков и до 18 в.
диалектика служила обозначением для обычной (школьной) логики. Кант понимает
под диалектикой псевдофилософствование и называет ее "диалектикой иллюзий" за то, что она хочет прийти к
познанию (метафизическому) действительности, не опираясь с необходимостью на
опыт, чисто умозрительным путем. "Трансцендентальная диалектика"
Канта - это критика "диалектической
иллюзии", "критика разума и рассудка в отношении их
гиперфизического употребления", т.е. в той мере, в какой они претендуют на
сверхъестественные успехи в познании.
Для Гегеля
диалектика есть "использование в науке закономерности, заключенной в
природе мышления, и в то же время сама эта закономерность"
("Энциклопедия философских наук").
ТЕОРИЯ (от греч. theoria
- рассмотрение, исследование) - система основных идей в той или иной отрасли
знаний.
Для Геродота theorein (смотреть) и historein (расспрашивать) являются
основой науки.
У ионийских
натурфилософов слово "теория"
приобретает смысл духовного созерцания абстрактных вещей.
у Аристотеля bios theoretikos - определяемая
"мысленным рассмотрением вещей" жизнь.
В настоящее время теорией в противоположность голой
эмпирии называется любое научное единство знания, в котором факты и гипотезы
связаны в некоторую целостность, т.е. такое научное знание, в котором факты
подводятся под общие законы, а связи между ними выводятся из последних.
Теории неизбежно
присущ гипотетический элемент.
ГИПОТЕЗА (от греч. hypothesis
- основание, основа) - хорошо продуманное предположение, выраженное в форме
научных понятий, которое должно в определенном месте восполнить пробелы
эмпирического познания или связать различные эмпирические знания в единое целое
либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов.
Гипотеза является научной лишь в том
случае, если она подтверждается фактами: "Hypotheses поп fingo"
(лат.) - "Гипотез я не
измышляю" (Ньютон).
Гипотеза может существовать лишь до тех
пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае она
становится просто фикцией; она верифицируется (проверяется) соответствующими
фактами опыта, в особенности экспериментом, получая характер истины; она
является плодотворной как эвристическая или рабочая гипотеза, если может
привести к новым знаниям и новым путям познания.
"Существенная
функция гипотезы состоит в том, что она ведет к новым наблюдениям и
исследованиям, благодаря чему наша догадка подтверждается, опровергается или
модифицируется, - короче, опыт расширяется" (Мах).
Факты опыта какой-либо ограниченной
научной области вместе с осуществленными, строго доказанными гипотезами или
связывающими, единственно возможными гипотезами образуют теорию (Пуанкаре,
Наука и гипотеза, 1906).
ПАРАДИГМА (греч. paradeigma - пример, образец)
1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз,
образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего;
2) в современной философии науки - система теоретических,
методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца
решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.
Термин парадигма в
философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный
приоритет в его использовании и распространении принадлежит Т.Куну. В своей
книге "Структура научных революций" (1962) Кун говорит о возможности
выделения двух основных аспектов парадигмы: эпистемическом
и социальном. В эпистемическом
плане парадигма представляет собой совокупность фундаментальных знаний,
ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца
научной деятельности. В социальном - П. характеризуется через разделяющее ее
конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет.
Существование П., по мнению Куна, связано с периодами нормальной науки, в
рамках которых они выполняют проективно-программирующую и
селективно-запретительную функции. Смена П. осуществляется посредством научных
революций, что связано со своеобразным гештальт-переключением научного
сообщества на новую систему мировидения и ценностей.