СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К

ЛЕКЦИИ  №1

«Философские категории. Введение в философскую терминологию»

(Материалы подготовлены на основании статей, представленных в

Большом энциклопедическом философском словаре

http://www.t4w.ru/ )

"Бритвы Оккама" принцип (выдвинут У. Оккамом, англ. философом-схоластом 14 в., хотя сформулирован лишь Расселом — возможно, не без влияния "принципа экономии мышления" второго позитивизма) — сущности не следует умножать без необходимости (т.е. понятия, не поддающиеся проверке в опыте и не сводимые к интуитивному знанию, должны быть удалены из науки).

 

ЯЗЫК - высшая форма проявления объективного духа, наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, которым владеет человек.

Язык развился из естественных звуков.

Язык воплощает в себе личный дух. Дух скрыт в слове (Гёльдерлин). Благодаря языку мышление само может становиться предметом исследования.

Слово находится между сознанием и мыслимым предметом. Оно участвует в бытии обоих. Оно отделяет их друг от друга, давая мне тем самым возможность отличать возникающее благодаря слову представление от предмета. Слово связывает предмет и сознание. Без слова представление не могло бы становиться знаком того, что мыслится. В этой функции отделения и связывания и находится источник неограниченного влияния языка на мышление.

Слово - сосуд для человеческого духа, из которого он выплескивает его на весь мир, осмысливая, т. о., последний.

Благодаря слову предмет становится доступным духу и превращается в нечто такое, что дано нашему познанию.

Слово - произносимая сущность предмета.

История всякого языка отражает социальную историю его народа. Корневые слова языка показывают, какие предметы были самыми важными для народа в период формирования языка.

Словарный состав языка показывает, о чем думает народ.

Каждое воспринимаемое слово должно интерпретироваться, чтобы иметь возможность быть понятым в этом же смысле, какой подразумевается говорящим.

ПОНЯТИЕ - одна из логических форм мышления. Суждение и умозаключение состоят из понятий.

При рассмотрении понятия следует различать следующие моменты: содержание мышления (то, что относится к понятию);

предмет понятия (независимый от мышления объект), затем

объем понятия (совокупность вещей, которые охватываются данным понятием)

содержание понятия (совокупность объединенных в нем признаков одного или нескольких предметов).

Различают абстрактные, или общие понятия (в математике имеются только такие; см. также Всеобщее) и единичные, или индивидуальные понятия. Мышление при помощи понятий, включая также понятия индивидуальные, содержательнее, чем (по своему происхождению более раннее) созерцание, т. к. оно позволяет глубже проникать в явление; без него не может обойтись познание.

ТЕРМИНОЛОГИЯ (от лат. terminus граница, предел и греч. logos - учение) - специальный язык, совокупность специальных и искусственных знаков (termini technici), употребляемых в науке или в искусстве.

Исследование философской терминологии оказывается достаточно сложным, ибо традиционные понятия благодаря новым аспектам исторически более поздней интерпретации становятся столь многозначными, что каждый исследователь, чтобы быть правильно понятым, должен сначала давать пояснение к своей терминологии, т.е. разъяснять смысл применяемых им терминов. В результате этого терминология как целое становится все менее ясной и может быть понята только при условии учета соответствующих аспектов.

Термин - это простейший элемент знания, всегда выражаемый словом. Уильям Оккам рассматривает "естественные" понятия, относящиеся к самим вещам - "термины первой интенции", и искусственные, условные понятия, которые имеют значение, относимое не к одной конкретной вещи, а ко многим вещам, отношениям между ними, - "термины второй интенции". Наука имеет дело с вещами и поэтому пользуется терминами как орудиями знания. "Термины второй интенции" становятся объектом рефлексии в логике, которую интересуют значения слов (форма), а не физические состояния вещей (содержание терминов). Универсалии же представляют собой понятия о понятиях, ибо они утверждают нечто о многих других терминах и не могут обозначать вещи. Универсалии есть просто знаки вещей и являются результатом деятельности разума.. Учение У.Оккама о понятиях ("терминизм") отличается высокой степенью абстракции, и оно существенно повлияло на развитие логики и семиотики. Распространение идей У.Оккама в средневековых университетах Европы способствовало оформлению такого направления как терминизм ("оккамизм").

СУЖДЕНИЕ - в логике выраженное в форме предложения высказывание, с помощью которого связываются два понятия (субъект и предикат). В суждении мысль выкристаллизовывается. Суждение соотносит понятие с предметом и вместе с тем с его предикатами с помощью связки "есть".

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - в языкознании группа слов, которые избираются говорящим и связываются друг с другом по законам логики (языка) т. о., что образуют объективированную, высказываемую, воспринимаемую другими форму одной или нескольких мыслей.

В предложении различают 1)субъект, о котором что-либо высказывается, и 2) n p е д и к а т, содержание высказывания. Предложение может быть расширено благодаря 3) о б ъ е к т у, на который направляется деятельность субъекта, 4) определению, которое приписывает субъекту или объекту особое свойство, 5) наречию, с помощью которого предикат определяется точнее. Пример: Хорошая (4) хозяйка (1) вкусно (5) готовит (2) еду (3).

ДЕФИНИЦИЯ (от лат. definitio - ограничение) - определение понятия, раскрытие понятия путем перечисления его признаков, т.е. путем указания на содержание понятия. Дефиниция понятий эмпирических предметов может заключаться лишь в указании существенных признаков, потому что такие понятия имеют бесконечно большое количество признаков. Дефиниция у Аристотеля состоит в указании на его "ближайший (более широкий) род" ("genus proximum") и "видовое отличие" ("differentia specifica").

СПЕКУЛЯЦИЯ (от лат. specular рассматривать издалека) - попытка исключительно мысленным путем получить знание о вещах, лежащих по ту сторону опыта.

         Спекуляция пытается выйти за пределы как восприятия, так и вообще "посюстороннего", против чего особенно возражал Кант:

"Теоретическое знание бывает спекулятивным, если оно направлено на такой предмет или такое понятие о предмете, к которым нельзя прийти ни в каком опыте" (И.Кант"Критика чистого разума", 1915, с. 363).

         Подобные мысли высказывал и Ф.Шиллер: "...философия всегда смешна, когда, не сознаваясь в своей зависимости от опыта, пытается своими средствами расширить знание и предписывать мирозданию законы" (В.Гёте и Ф. Шиллер. Переписка. М.-Л., 1937, с. 88; письмо к Гёте от 16 окт. 1795).         Спекулятивными системами в кантовском понимании этого слова являются, напр., системы Пифагора, элеатов, Платона, неоплатоников, Декарта, а также Лейбница и других нем. идеалистов.

         Гегель, наоборот, под спекулятивным мышлением понимал развитое им диалектическое мышление.

ДИАЛЕКТИКА (от греч. dialektike [techne] - искусство вести беседу) - искусство аргументации, наука логики. Для Сократа диалектика - искусство вести беседу с целью выяснения понятий, для Платона - высшая наука, метод познания идей; у софистов диалектика превратилась в интеллектуальное оружие в борьбе за существование.

         Начиная со средних веков и до 18 в. диалектика служила обозначением для обычной (школьной) логики. Кант понимает под диалектикой псевдофилософствование и называет ее "диалектикой иллюзий" за то, что она хочет прийти к познанию (метафизическому) действительности, не опираясь с необходимостью на опыт, чисто умозрительным путем. "Трансцендентальная диалектика" Канта - это критика "диалектической иллюзии", "критика разума и рассудка в отношении их гиперфизического употребления", т.е. в той мере, в какой они претендуют на сверхъестественные успехи в познании.

Для Гегеля диалектика есть "использование в науке закономерности, заключенной в природе мышления, и в то же время сама эта закономерность" ("Энциклопедия философских наук").

ТЕОРИЯ (от греч. theoria - рассмотрение, исследование) - система основных идей в той или иной отрасли знаний.

Для Геродота theorein (смотреть) и historein (расспрашивать) являются основой науки.

У ионийских натурфилософов слово "теория" приобретает смысл духовного созерцания абстрактных вещей.

у Аристотеля bios theoretikos - определяемая "мысленным рассмотрением вещей" жизнь.

В настоящее время теорией в противоположность голой эмпирии называется любое научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в некоторую целостность, т.е. такое научное знание, в котором факты подводятся под общие законы, а связи между ними выводятся из последних.

Теории неизбежно присущ гипотетический элемент.

ГИПОТЕЗА (от греч. hypothesis - основание, основа) - хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном месте восполнить пробелы эмпирического познания или связать различные эмпирические знания в единое целое либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов.

         Гипотеза является научной лишь в том случае, если она подтверждается фактами: "Hypotheses поп fingo" (лат.) - "Гипотез я не измышляю" (Ньютон).

         Гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае она становится просто фикцией; она верифицируется (проверяется) соответствующими фактами опыта, в особенности экспериментом, получая характер истины; она является плодотворной как эвристическая или рабочая гипотеза, если может привести к новым знаниям и новым путям познания.      

"Существенная функция гипотезы состоит в том, что она ведет к новым наблюдениям и исследованиям, благодаря чему наша догадка подтверждается, опровергается или модифицируется, - короче, опыт расширяется" (Мах).

         Факты опыта какой-либо ограниченной научной области вместе с осуществленными, строго доказанными гипотезами или связывающими, единственно возможными гипотезами образуют теорию (Пуанкаре, Наука и гипотеза, 1906).

ПАРАДИГМА (греч. paradeigma - пример, образец)

1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего;

2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.

         Термин парадигма в философию науки впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Т.Куну. В своей книге "Структура научных революций" (1962) Кун говорит о возможности выделения двух основных аспектов парадигмы: эпистемическом и социальном. В эпистемическом плане парадигма представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном - П. характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет. Существование П., по мнению Куна, связано с периодами нормальной науки, в рамках которых они выполняют проективно-программирующую и селективно-запретительную функции. Смена П. осуществляется посредством научных революций, что связано со своеобразным гештальт-переключением научного сообщества на новую систему мировидения и ценностей.