III.2.2. Предварительная библиография. Карточки
Понятно, что для составления библиографии надо пересмотреть кучу книг. В
библиотеках же любят их давать по одной или по две за раз, ворчат, если вы тут
же их возвращаете, а чтоб поменять, заставляют терять массу времени.
Поэтому в первые дни не пытайтесь взять в руки все те книги, которые откопали, а
займитесь предварительной библиографией. Да, понятно, что просмотр каталогов дал
вам какие-то названия, список у вас есть. Но из этого списка неизвестно, с какой
книги начинать читать. Поэтому просмотр каталогов должен разворачиваться
параллельно с просмотрами пособий в справочном зале. Если отыщете статью по
вашей теме, с большой хорошей библиографией, саму статью вы просмотрите по
диагонали (еще успеете вернуться), а вот библиографию перепишете всю.
Переписывая, вы уже в состоянии понять, и из диагонально прочитанной статьи, и
из кратких комментариев, сопровождающих заглавия в списке, — какие из
перечисленных томов автор статьи считает самыми главными. Заказ в читальном зале
уместно начинать именно с них. Вдобавок, если вы просмотрели не одно, а два или
три справочных издания, путем перекрестного сравнения библиографий вы сможете
выделить названия, цитируемые всеми. Вот вам и первоначальная иерархия. Может
статься, ваша будущая работа камня на камне от нее не оставит. Ну и пусть, а
пока что вы нашли себе точку отсчета.
Сейчас вы возмутитесь и заявите, что из десяти энциклопедий всю библиографию не
перепишешь. Действительно, есть риск на основании всех этих справочников
ввязаться в библиографию из сотен названий, даже после выброса повторов (кстати,
переписав первую библиографию, не забудьте рассортировать ее по алфавитy, тогда отсеивать двойники вы сможете прямо на ходу). Но в наш век в каждой
библиотеке стоит ксерокс. Специальная библиография по конкретной теме, за
исключением редких случаев, в каждой книге занимает не больше десятка страниц.
Переснимите все библиографии. Дома вы спокойно приведете их в порядок. Только
закончив составлять свои списки, идите обратно в библиотеку и проверяйте, что
из списка есть у них в хранении.
Когда вы сделаете карточки, сразу увидите, какая от них польза. На карточке,
относящейся к каждой книге, помечайте библиотеку и библиотечный шифр (возможно,
несколько библиотек и несколько шифров, или ни одной библиотеки и ни одного
шифра: по пустому уголку карточки сразу будет видно, что у вас, то есть у
вашего диплома, имеется серьезная проблема).
Встречая в книгах новые отсылки, первый соблазн — переписать их в рабочую
тетрадку. Затем, оказавшись в алфавитном каталоге, найти шифр и прилепить его
сбоку в той же тетрадке... Однако, когда названий станет много (а при начальном
знакомстве с темой работ по ней без всякого труда может набраться более сотни;
позднее выяснится, что большую часть читать не надо) случится, чего следовало
ждать: вы перестанете ориентироваться в собственной тетради.
Поэтому самая правильная оснастка — персональный ящичек с карточками.
Постепенно, по мере появления названий, в него будут попадать все новые
карточки. Постепенно на них появятся шифры. Купите такую коробочку или склейте
ее себе сами. Сотня или две сотни карточек занимают совсем мало места. Вы должны
носить их с собой каждый день в библиотеку. Это даст вам точное представление о
том, что вы уже нашли и что вам еще предстоит искать. Вдобавок карточки будут в
алфавитном порядке, а следовательно, легко обозримы.
Обычно шифры пишут в правом верхнем углу. В верхнем левом помещайте вашу
помету: имеет ли этот труд общее значение, или примыкает к определенной главе, и
в подобном духе.
Разумеется, если у человека нет терпения шуршать карточками, никто ему не
запрещает ходить с тетрадкой. Но это неудобно!
Ну, пишет он на первой странице авторов на А, на второй на Б и так далее. Но
когда первая страница целиком испещрена записями, впору хвататься за голову.
Купите уж, коли так, телефонную книжку. «Аббати» не займет свое аккуратное место
перед «Аццимонти», но и тот и другой никуда не денутся с четырех листиков,
отведенных под фамилии на «А».
По мне, система карточек до сих пор остается идеальной, карточки продолжат свой
полезный век и в ходе будущей работы, по окончании диплома. Вы даже сможете
подарить их кому-нибудь, кто начнет работать после вас над сходной или близкой
темой.
В главе IV пойдет разговор и о других наборах карточек, например о
карточках-конспектах, картотеке идей, картотеке цитат (и о том, в каких случаях
имеет смысл плодить все эти картотеки). В данный же момент я хочу только
подчеркнуть, что библиографические карточки — совсем из другой оперы, нежели
карточки-конспекты.
Придется, забежав вперед, сказать несколько слов об этих последних. В картотеку
конспектов вы будете собирать карточки, желательно крупноформатные, с выписками
из книг и статей, которые прочитали. Выписки будут содержать резюме, цитаты,
комментарии, словом, все то, что из этих книг будет использовано при написании
вашего текста (может статься, самих книг в это время уже под рукой не будет), а
также при приведении библиографии в окончательный порядок. Это не та картотека,
которую вы всегда таскаете за собою, и поэтому можете делать ее хоть на больших
тетрадных листах (хотя, с моей точки зрения, крупные карточки — самое удобное).
Библиографический же ящичек — другое дело. Там надлежит держать информацию о
книгах, которые вы ищете, а не только о тех, которые уже нашли и прочли. В
библиографической коробочке может быть у вас хоть десять тысяч карточек, притом
что в картотеке конспектов — только десять названий. Правда, подобная пропорция
будет наводить на мысль, что сперва ваша работа продвигалась чересчур бурно, а
под конец чересчур вяло.
Библиографический ящичек каждый день ходит с вами в библиотеку. На картонках
записываются только самые основные данные о интересующих вас книгах, шифры,
указание библиотек, где книги есть или где их нет. Максимум, что позволено —
приписать на эту же карточку короткую аннотацию типа «Особо рекомендуется в
статье Икса», «Обязательно найти». «Игрек ругает» или даже «Придется покупать».
Но только это. Никакой другой писанины. Карточек-конспектов одной книги может
быть несколько, это зависит от типа конспекта. Но библиографическая карточка
на книгу должна быть у вас одна и только одна.
Чем лучше организован библиографический ящик, тем полезнее он для вашей жизни.
Его вполне будет можно одалживать, дарить и даже продавать, так что имеет смысл
работать старательно и писать хорошим почерком. Не стоит царапать вкривь и
вкось название с ошибками и стенографическими иероглифами. Эта предварительная
библиография, пережив необходимые перевоплощения (то есть сделавшись перечнем
книг, которые вы действительно нашли, прочли и законспектировали) превратится в
окончательную библиографию вашей выпускной работы.
Поэтому я подробнее остановлюсь на том, как правильно записывать названия: вот
вам правила библиографического описания. Эти правила должны быть соблюдены:
1) в ваших библиографических карточках;
2) в ваших конспектах;
3) в подстрочных примечаниях к тексту диплома;
4) в окончательной библиографии диплома.
Как видите, эти правила относятся ко всем разделам и подразделам, где
описываются соответствующие этапы работы. Сейчас я перечислю эти правила раз и
навсегда. Эти правила имеют огромное значение, постарайтесь как следует
освоиться с ними. В частности, убедитесь, насколько они функциональны, как они
помогают и вам, и читателю опознать книгу, о которой речь.
Вдобавок нормы библиографического описания составляют собой, так сказать, красу
научного этикета. Их соблюдение
указывает на привычку к науке, а их нарушение выявляет выскочку и неуча и
нередко бросает позорящую тень на работу, казалось бы, приличную на первый
взгляд.
Ритуал. Можно сказать — церемония. Да! Но вовсе не бессмысленная, не пустое
начетничество.
Так же устроен мир спорта, мир коллекционеров марок, преферансистов, политиков:
кто путается в профессиональных жестах или терминах, вызывает настороженность.
Он — «не свой», посторонний. Старайтесь соблюдать устав научного монастыря.
В частности, имейте в виду: обсуждать целесообразность каких-то правил и
оспаривать их может только тот, кто знает эти правила и способен доказать, что
они несостоятельны, что они сковывают. Чтобы протестовать против подчеркивания
(или выделения курсивом) названий книг, надо как минимум знать, что названия
подчеркиваются (выделяются курсивом), а также зачем они подчеркиваются.
НАЗАД |
ВПЕРЁД