Петриковская Е.С., ст.преподаватель ОНУ им.И.И.Мечникова (г.Одесса) |
|
Идеи модернизации православия в контексте духовных исканий начала ХХ века. |
|
THE SUMMARY Ideas about modernization of Orthodox Church in a context spiritual search (a beginning of XX century). In Russia in the end of Х1Х - the beginnings of XX century were ripened by sharp necessity "to adapt" Orthodox Church for a new stage of development of a societ. An essential task of Russian philosophical idea became development of new religious consciousness. Religious searches of Silver century is an aspiration to express new antropoloqy and also to find a way to implant it in the tradition. |
|
Кризис православия рубежа ХIХ-ХХ вв. проявился во всеобщем падении общественного престижа религии, обесценивания ее роли в решении общественно значимых проблем. Причины кризиса православия Церковь объясняет не утратой влияния на верующих, не девальвацией религии как средства удовлетворения духовных потребностей, а несоответствием устаревших способов выражения «абсолютных и непререкаемых истин веры» современному уровню развития общественного сознания. В России конца Х1Х – начала ХХ века назрела острая необходимость «приспособить» православие к новому этапу развития общества, связанному с капиталистическим развитием, социальной поляризацией, ростом социальной напряженности, появлением новых радикальных идей. Немаловажной причиной упадка православия является жесткая государственная власть над Церковью. Выдающиеся церковные иерархи (митрополит Филарет (Дроздов), Сергий (Страгородский), Антоний (Владковский) и др.), а также религиозные философы ( В. Соловьев, В.В.Розанов, Д. Мережковский, Н. Бердяев и другие) защищали идею независимости Церкви от государства и прививали ее отечественному общественному сознанию. Сами религиозные искания, на мой взгляд, - плод особой трактовки назначения философии. Философия трактуется не как упражнение ума, «бессердечное любопытство», а как поиски ответа на экзистенциальные вопросы. В философии человек ищет то сущее, причастность к которому утверждала, осмысливала бы и бытие мира и бытие человека. Любомудрие в своих истоках имеет экзистенциальный интерес. «Обновление православной традиции, к которому стремилось поколение русских мыслителей-эмигрантов, значительно отличается от западной версии модернизма, в центре которой оказалась проблематика взаимоотношений науки и веры» [1, 49]. Впрочем, для него также характерна и жажда социальной справедливости, воля к обновлению интерпретации Священного Писания, универсализм. “Социальные, гражданские темы, стоявшие в центре внимания предыдущих поколений, решительно отодвигаются в сторону экзистенциальными темами — Жизни, Смерти, Бога; серьезно обсуждать вопросы социальной несправедливости “в мире, существует смерть”, писали акмеисты, — Это все равно, что ломиться в открытую дверь. Пафос “конца века”, неминуемой гибели этого мира, воля к смерти (особенно выраженная у Сологуба) — непременные черты поэзии этой эпохи” [4, 10]. В работе «Что есть человек» Э.Кассирер за религиозным сознанием оставляет символическое «закрепление» высших антропологических идеалов. Религиозные искания Серебряного века – это стремление выразить новую антропологию, а также найти способ укоренить ее в традиции. Хотя надо признать, что христианский путь философов, занявшихся обновлением православия, нельзя назвать прямым и непротиворечивым. «Русской софиологией движет отнюдь не отрешенный рациональный интерес: цель ее стремлений – постижение бытия как объективной духовной реальности, а в некоторых случаях – развитие скрытых человеческих способностей ради проникновения в невидимый мир»[3, 83]. Христианство, взявшее верх над язычеством, «закрыло от человека иерархию природных духов», «некоторые космические силы и тайны» - писал Бердяев в 1916 году [2, 15]. Благодаря этому человек, освободившийся от власти стихийных демонов, получил возможность «стать духовно на ноги», - но наряду с этим и невольно «христианская Церковь механизировала природу и сделала возможными науку и технику ХIХ века» с их чисто посюсторонней, материалистической ориентацией, - стимулировала возникновение «в этом смысле позитивизма». Подобный взгляд на природу – религиозное опрощение. В христианстве должна быть восстановлена натурфилософия, космология. Но с другой стороны, огромное значение придается человеческому «я», считая развитие этого аспекта человека актуальной задачей настоящей эпохи. Религиозность вписывается в новое мироощущение, суть которого – в соединении, перебрасывании мостов между крайностями. «Религиозным, - отмечал А.Белый, - называю я все то, что исходя явно или скрыто из постулата в противоположении Я и не-Я питает идею о их синтезе, соединении, которая и есть связь или религия, … что в этом случае область религиозного расширяется, покрывая собою всю жизнь человечества» [5,86]. В эти годы русский символизм приобретает несвойственную ему ранее религиозную и мистико-утопическую направленность. Мотивы апокалипсиса, эсхатологические ожидания конца света, Страшного Суда становятся центральными в художественном творчестве и теоретических построениях «младосимволистов» – В.И. Иванова, Андрея Белого, А.А. Блока. Их эсхатологические искания выходили за пределы искусства и претендовали на мировоззренческую и даже на «жизнестроительную», «теургическую» роль. В своих поисках они приходят к признанию вины человека в апостасии – отпадении, добровольном уходе от Бога, «индивидуации». Весь свой пафос они устремляют на «поиски Бога», на религиозное преодоление «декаденства»» и создание «восстанавливающего», «синтетического» мировоззрения, способного разрешить «кризис индивидуализма». Заслугой «младосимволистов» можно считать постановку ими вопроса о духовном преодолении новоевропейского индивидуализма как насущнейшей проблемы современности. Но такой «синтез» выделялся ими совсем не в обращении к традициям православия, а в нехристианских духовных средах. Символисты развивают заложенную Вл. Соловьевым натуралистическую тенденцию к стиранию различий между христианством и язычеством. С помощью «дионисизма» (произвольно трактуемой древнегреческой мифологией бога Диониса, превращенной ими в неотъемлемую часть христианского мировоззрения) символисты пытались реализовать свой утопический проект пересоздания всей жизни «теургическим» искусством, т.е. культурой, принявшей на себя функции религии. Как оказалось, искусство и культура не способны заменить религию. Если Рафаэлю можно, по примеру С.Булгакова, инкриминировать «сладострастие кисти», чересчур беспроблемное слияние святости и чувственности, то Серебряный век грешит «сладострастием словом». Отсюда сегодня двойственное к ним отношение как со стороны светской, так и церковной интеллигенции. Наряду со значительным творческим подъемом, в атмосфере Серебряного века присутствовали двусмысленность, безответственность, упадничество. Осознание этого приводит к пересмотру ряда положений неоромантизма (символизма), его переходу в постсимволизм. Складывается общее убеждение, что преодоление символизма будет способствовать более продуктивному влиянию его основных положений на развитие культуры. «Модернистская традиция русской религиозной мысли была в высшей степени отмечена исихастской духовностью – вершиной духовной традиции Востока» [1,75]. Руководствуясь стремлением построить онтологию личности, наследуя сущностные мотивы теологических учений отцов церкви (Г.Палама, Гр.Богослов) и современного им философского антропологизма православные модернисты вывели русскую религиозную философию на новый этап. Тем самым они внесли свой вклад в поиски альтернатив традиционному стилю европейского мышления Нового времени. Направление развития их мысли оказалось во многом созвучно европейской философии - развитие персонализма, тяготение к конкретности и феноменологизму. В частности, концепция духовности ассимилировала основные темы современного идеалистического антропологизма, нашедшего концентрированное воплощение в феноменологическо-экзистенциалистской позиции. В православии понятием синергии передается принцип свободного сотрудничества, энергийной согласованности человека и обоживающей благодати. В дискурсе синергии акцент делается на заинтересованное общение, результат которого заранее неопределен, неоднозначен и зависит в равной мере от обоих участников процесса. Философская антропология ХХ века по-своему воспроизводит синергийную онтологическую динамику христианской (не только православной) антропологии. Интерес вызывает такая тема философии человека, как выяснение условий общения личности с первичными символами. За счет привлечения новых философских методов значительно расширяется круг рассматриваемых проблем. Новый взгляд на взаимоотношение материального и идеального, единичного и всеобщего, анализ духовной телесности многое меняет в перспективах духовной активности человека. Уточняется христианское понимание тела и его соотношение с душой и духом. Проблема плоти принимает культурно-исторический аспект – утверждение культуры, общественности, чувственности, пола (воплощенный дух). Итак, на рубеже ХIХ – ХХ веков происходит активная модернизация православного богословия, приведшая к формированию основных положений отечественного символизма и персонализма, относящихся к тем философским направлениям, которые пытаются преодолеть разрыв, существующий между религиозным и философским типами антропологического знания. На сегодняшний день этот традиционный разрыв так и не преодолен, но отдельные исследователи (Уваров) полагают, что он «получает новое качественное наполнение в связи с бурным развитием наук о человеке». Для нас очевидно, что сегодня нельзя становиться как на позицию ортодоксального религиозного антропологизма, так и на позицию абсолютного отрицания религиозно-антропологического дискурса. Взвешенный философский подход к идеям религиозной антропологии позволяет преодолеть указанный разрыв.
|