Кравченко В.А., доцент кафедры философии
естественных факультетов ОНУ
Философия, наука, теология об идеальных основах бытия.
Идеальное как в обычном смысле, так и в религиозно-философском, означает высшее совершенство, нечто Всеобщее, Единое Абсолютное, Вечное, Бесконечное, - для отдельных, единичных вещей, в т.ч. и для человека принципиально недостижимое. В таком виде идеальное – высшая цель, идеал, смысл, вечное стремление преодоления трагизма единичности, конечности бытия в его противоположности Единому, Бесконечному и Вечному. И здесь сразу возникает вопрос о бытийной сущности того, что является предметом мыслительного усвоения. Впервые эту проблему в философии поставил древнегреческий философ (VI в. д.н.э) Парменид, прийдя к выводу о том, что мыслимое бытие – абсолютное, неизменное, неподвижное, однородное, непрерывное и т.д. ибо то, что мыслится как «есть» исключает все то, что «не есть», а именно – движение, изменение, многообразие. Но такое бытие с точки зрения его предметного реального понимания равно Ничто. Как совместить реальность и мыслимость, идеальность в трактовке бытия, его сущность и существование. У древнегреческого философа Парменида этот вопрос остался открытым, как парадокс. В дальнейшем, в религиозной философии сущность и существование в трактовке бытия отождествлялись и идентифицировались в лице Высшего и Абсолютного существа, Бога. Но тогда проблема творения с точки зрения логики оставалась во многом неразрешимой. Определенные подходы к решению этой проблемы были сделаны в философии Платона, в которой движение, изменение рассматривались как неотделимые от покоя, устойчивости, равновесия, а также в философии Аристотеля, у которого бытие рассматривалось как неотделимое от небытия, актуальное бытие как неотделимое от потенциального, идеального бытия. И тогда напрашивался вопрос: что чему предшествует – бытие не бытию или наоборот? Скорее всего истина посередине. Но лишь в том случае, если то, что считается как Ничто, Пустота, не бытие рассматривается как мыслимое, идеальное бытие, что отрицалось Парменидом. Для него правда, всякое изменение – ничто, не мыслимо как бытие. Но в том-то и дело, что пустота, ничто вполне могут быть предметом осмысления(мысли). И это связано с тем, что небытие, ничто – это в чем все, вся вечность и бесконечность потенциального, или как модно сейчас говорить, виртуального бытия. И тогда Всеобщее, Единое, Идеальное неотделимо от отдельного, единичного в его как потенциальной, так и актуальной форме. И, следовательно, такое Ничто, Небытие и есть Бытие, и именно как мыслимое идеальное бытие. И с другой стороны, то, что мыслится как реальное существование, как то, что есть, рассматривается именно как есть через его принадлежность к не есть, т.е. к тому единому и всеобщему, что не воспринимаемо и что является тем самым, как тождественное идеальному. И тогда не бытие (идеальное) вполне мыслимо и составляет суть реального бытия. А как быть относительно категорий сущность и существование применительно к трактовке бытия? В религии Бог, Абсолют – единство сущности и существования. Как это понимать? Если Бог – абсолютно совершенное существо, тогда его Бытие и есть не бытие, в том смысле, что его бытие ни с чем конкретным не отождествляется, не ассоциируется. Тогда его существование можно представить как-то, что содержит в себе бесконечные возможности предметного, реального бытия. В этом суть единства его сущности и существования. Что же касается опредмеченных форм бытия идеального как такового, то это различные степени его бесконечных возможностей существования. В своих конкретных, единичных формах – это не совершенные формы идеального как такового и его бесконечных потенциальных форм. В этом многие философы (например Ф.Аквинский, Лейбниц и др.) усматривали основание для существования зла, как несовершенного добра.
Отмеченное Идеальное как таковое лишь в своей целостности выражает сущность идеального через его потенциальные возможности, т.е. через свое существование. В результате опредмеченное идеальное в своих конкретных, единичных формах несет в себе и то, что присуще идеальному бытию в целом как Единому, Всеобщему, Совершенному и то, в чем это Всеобщее, Единое находит свое адекватное воплощение с точки зрения того или иного вида, класса единичных предеметов, несущих в себе оптимальную программу своего формирования и развития. И тогда идеальное – это не только нечто Абсолютное, запредельное, не доступное для повседневного бытия, но и то реальное, предметное, что воплощает в себе в той или иной мере возможности идеального бытия. И тогда суть бытийственности конкретных вещей, в т.ч. и человека, - в их идеальности, неотделимости от Всеобщего и Единого. В то же время, поскольку потенциальное и актуальное бытие находятся в диалектическом взаимодействии, постольку реализация Единого в единичном – это и обогащение идеального разнообразием индивидуального бытия. Полнота Единого и Всеобщего – это полнота его потенциальных и актуальных форм бытия. Поэтому идеальное в бытии конкретных вещей – это и то, что характеризует их активность с точки зрения их самодетерминации, самоорганизации в реализации своей идеальной сущности. В таком случае бытие Единого неотделимо от бытия единичного, бесконечного от конечного и наоборот (Н.Кузанский). Следовательно, бытийствовать в реальности – это реализовывать свое предназначение, содержащееся в идеальной сущности природно-космического и человеческого бытия.
Итак, если отдельное и всеобщее неотделимы друг от друга, то как их можно представить с точки зрения бесконечности, вечности? Если следовать Н.Кузанскому, на бесконечности нет различий между конечными величинами, большими и малыми, сущностью и существованием: - все едино. Но тогда возникает вопрос: как возникло отдельное? Это проблема, на религиозном языке выражающаяся как проблема творения и откровения. Но если идеальное в своей сущности, как говорилось, Ничто, Не Бытие, Единое, Идеальное бытие, то как возможно возникновение из такого идеального бытия, Ничто, реального, предметного бытия? И возможно ли?
На наш взгляд, ответ может быть положительным. Идеальное в своей сущности, как отмечалось, полно бесконечными возможностями предметно-вещественного, реального бытия, и потому в нем потенциально заложены бесконечные энергии. Этим, очевидно, объясняется так называемый «Большой взрыв», породивший нашу Вселенную. Правда, можно рассматривать (такая точка зрения есть) состояние бытия до «Великого взрыва» как состояние своеобразной материи. Но ведь понятие «материя» предполагает существование предметной вещественности, пространственно-временной локализованности и т.д. как неотъемлемых атрибутов материи. Но в состоянии бытия до «Великого взрыва» (в досингулярном состоянии) подобные характеристики материи отсутствовали. Так что же это за материальное состояние, которое не имеет никаких предметно-вещественных, физических характеристик? Напрашивается вывод, что это неизвестное состояние, с точки зрения сложившихся взглядов о природе материи, и есть идеальное в онтологическом смысле слова состояние. И когда мы говорим о каких-то таинственных силах, определяющих те или иные предметно-вещественные стороны бытия – о возможности передачи энергии, информации со скоростью больше скорости света (практически мгновенно), о возможности путешествия во времени (теоретически это не исключается), о пространственно-временных источниках энергии, силах движения, развития, о проблемах происхождения жизни, первичной самовоспроизводящейся информации и т.д., то во всем том, что не укладывается в традиционно понимаемую материальность, следует усматривать нечто идеальное (необязательно сверхъестественное) и исследовать его происхождение, возможности влияния на материальные, физические процессы. И с этой точки зрения понятие «идеальное» будет иметь не меньшее методологическое и эвристическое значение, чем понятие «материальное». Во-первых, идеальное как содержащее бесконечные возможности предметно-вещественного бытия, обладает и бесконечными энергетическими и информационными возможностями влияния на реальное бытие. Во-вторых, идеальное – это Единое и Всеобщее, которое охватывает все и не сводится конкретно ни к чему и потому обладающей направляющей и регулирующей силой по отношению к отдельному и единичному. В-третьих, идеальное – это то целостное, что образуется на основе взаимодействия, частей и обладающее силой, определяющей свойства и взаимодействия частей. В-четвертых, идеальное - это силы самоорганизации, самосборки, самосогласованности, осуществляющие свои воздействия на материальные процессы без непосредственно физического причинного воздействия. В-пятых, идеальное – это образы, формы будущего, заложенные в материи и определяющие направленность, тенденции развития тех или иных предметов, их видов, классов. Идеальное поэтому обладает как бы виртуальным значением и влиянием на материальные процессы. Виртуальность и означает способность не контактно, не физически воздействовать одних материальных систем на другие. Это положение получило всестороннее не только теоретическое, но и экспериментальное подтверждение в современной науке. Так, например, существует известная теорема Джона С. Белла, суть которой в следующем: если некая объективная Вселенная существует, и если уравнения, квантоаой механики структурно подобны этой Вселенной, то между двумя частицами, когда-либо входившими в контакт, существует некоторый вид нелокальной связи. Стоит напомнить, что классический тип нелокальной связи – это «магическая» связь. Все доквантовые модели мира, включая теорию относительности Энштейна, предполагали, что любые корреляции (взаимозависимости) требуют связей. В ньютоновской физике – связь механическая и детерминистская, в термодинамике – механическая и статистическая, в электромагнетизме эта связь выступает как пересечение или взаимодействие полей; в теории относительности – как результат искривления пространства, но в любом случае корреляция предполагает некоторую связь [1]. Джон Белл математически очень точно доказал, что должны иметь нелокальные эффекты, если квантовая механика действует в наблюдаемом мире. То есть, если на биллиардном столе шар А внезапно поворачивается по часовой стрелке, то в этот же момент на другом конце стола шар Б так же внезапно повернется против часовой стрелке[2]. Действительно экспериментально был открыт ряд эффектов, объяснить которые можно было только влиянием некой «потусторонней » силы. Например, парадокс Энштейна-Подольского-Розена (ЭПР - парадокс). Когда ученые в сильном магнитном поле расщепили частицу атома, обнаружилось, что разлетающиеся осколки мгновенно имеют информацию друг о друге. Между осколками распавшейся частицы сохраняется связь, вроде переносной рации, так что каждый в любой момент знает, где находится другой и что с ним происходит[3]. В теореме Белла, которую весьма тщательно проверил физик Д. Бом, нет ошибок, а подтверждающие ее эксперименты были многократно повторены доктором А. Аспектом[4]. Поскольку никакого разумного объяснения этому факту не было, среди научной общественности существовало мнение, что парадокс ЭПР имеет метафизический характер[5]., что в природе действует нечто вроде телепатии (энштейновская нелокальность). Учитывая необычность и важность теоремы Белла, подтвержденной экспериментально, можно сделать вывод: в мире не существует изолированных систем; каждая частица Вселенной находится в «мгновенной» связи со всеми остальными частицами. Вся система, даже если ее части разделены огромными расстояниями и между ними отсутствуют сигналы, поля, механические силы, энергия и т.д., функционирует как единая система[6]. При этом мгновенная «связь», описываемая теорией Белла, не требует затрат энергии. Доктор Джек Саффати высказал предположение, что средством белловской связи должна служить информация. А физик доктор Э.Г.Уокерер считает, что неизвестным элементом, передвигающимся быстрее света и соединяющим систему воедино, является «сознание». Забегая вперед, укажем, что, согласно современным научным исследованиям, сознание (или идеальное) в его высшем и абсолютном выражении, следует понимать как высшую форму информации. Носителем информации в Тонком мире (духовно-материальном) являются так называемые торсионные поля, которые распространяются мгновенно и без затрат энергии[7].
Информация – значение, смысл, т.е. нечто идеальное в онтологическом смысле, а в широком смысле как сознание вообще, которыми обладают те или иные формы либо мыслимого (идеального), либо конкретного, предметного, реального бытия. Что касается конкретного, реального бытия – здесь все очевидно: каждое из конкретных материальных образований имеет значение постольку, поскольку оно так или иначе связано, взаимодействует с другими материальными образованиями. Что же касается мыслимого (идеального) бытия, то оно обладает виртуальным, потенциальным значением для всех будущих возможных материальных образований. Поскольку идеальное – потенция материального, бесконечного многообразия его форм бытия, постольку важнейшие параметры, в соответствии с которыми идет формирование предметных форм бытия виртуально заложены в идеальном. Они и выступают своеобразными схемами, «лесами» образов будущих материальных образований. И вопрос об их происхождении применительно к миру в целом отпадает, бессмысленен так же, как бессмысленен вопрос о происхождении вечноти. Вечность «Есть», но без «есть»прошлого и будущего: в ней будущее замыкается на прошлом и если образно представить вечность – это вся полнота бытия в точке (Боэций VI в.н.э.) И, следовательно, в ней бесконечные возможности реального бытия, бесконечные силы, бесконечные энергии. Можно отождествить вечность и божество? – В определенной мере – да, в какой она, - вечность, – это Мировой Разум, Мировой дух, бытие которого – в самосознании, в бесконечных возможностях оперирования информацией. И формы этого самосознания во многом выявлены в философских категориальных структурах и особенно логической структуре «Науки логики» Гегеля. Правда, логико-математические формы выведены им за «скобки» «Науки логики» и представлены как формы бытия отчужденной абсолютной идеи в «Философии природы». И потому, каким образом материально-вещественные формы бытия обладают строго определенными геометро-математическими характеристиками «повисает в воздухе». Да, собственно, и сам переход абсолютной идеи в природу логически не обоснован: Гегель ссылается на то, то абсолютной идее стало «скучно» в собственном лоне и с целью развития самосознания она переходит в природу как нечто ей противоположное. Такой переход «обосновывается» тем, что в обществе человек познает себя через другого, других, как своеобразного зеркала, в котором он видит себя. Но здесь «другой», «другие» представлены в антропо-психологических, нравственно-этических характеристиках, а не в логическом плане, не в логической необходимости перехода мышления как такового к природному бытию. Логический же план развития самосознания абсолютной идеи представлен, с позиций концепций Гегеля, достаточно глубоко и разносторонне в «Науке логики» - во всех ее разделах, и особенно учении о сущности, где движение категорий представлено как саморазвертывающийся, саообосновывающийся процесс. Итак, с точки зрения логики переход абсолютной идеи (морового разума) в природу (творение природы с точки зрения религии) не обоснован.
В таком случае как вообще можно обосновать переход вечности, идеального, абсолютного бытия в реальное бытие? И вообще возможно ли какое-нибудь логическое обоснование «творение» мира из идеального начала? С точки зрения существующих логических законов – очевидно, нет. Необходима такая логика, которая бы базировалась на самых невероятных, с точки зрения обыденного мышления, фактах и открытиях науки. В данном случае есть необходимость вернуться к открытию торсионных полей (полей кручения), бытие которых не отделимо от бытия «чистого», «пустого», Абсолютного пространства с бесконечными его флуктуациями, возбуждениями и самовозбуждениями, выступающего в виде бесконечного резервуара самоиндуктируемой потенциальной информации о всей реальности в ее вечном круговороте. Английский математик В. Клифорд поэтому поводу высказывался так: в физическом мире не происходит ничего иного, кроме изменения кривизны пространства (можно добавить и кручения – В.К.), а материя представляет собой сгусток пространства, своеобразные холмы кривизны (кручения – К.В.) на фоне плоского пространства[8]. Именно такое пространство с его не только кривизной, но и кручением является носителем Первичного сознания. Такое пустое, «чистое» пространство способно осознать свою неупорядоченность и сделать его упорядоченным. Это состояние реальности, содержащее бесконечные возможности предметного, реального бытия, потенциальную информацию о вей реальности, ученые и определяют как первичное торсионное поле, как Первичное сознание или Сверхсознание[9]. Основные свойства первичных торсионных полей: способность переносить информацию без переноса энергии; передавать информацию со скоростью, превышающей скорость света, распространяться не только в будущее но и в прошлое[10]. Все это говорит о том, что Абсолютное «Ничто» - это и есть идеальное основание предметного реального бытия. Из вихрей кручения пустого пространства рождаются его физические характеристики. Как здесь не вспомнить одну из важных идей (гипотетических) современной физики, что искривленное пространство в точке обладает массой. Еще в большей мере на физические свойства реальности влияет кручение пространства. Впервые на это обратил внимание в 1922 г. Э. Картан. В дальнейшем физик – теоретик Р. Пенроуз записал вакуумные уравнения Энштейна в спиновом виде, т.е. с учетом кручения пространства[11]. И, наконец, российские ученые во главе с академиком Шиповым Г.И. из института теоретической и прикладной физики сумели связать кручение пространства с полем инерции, выступающего в качестве единого поля[12]. Уравнения, описывающие поле инерции, в тоже время описывают и структуру физического вакуума. Они обобщают все известные на сегодняшний день фундаментальные уравнения физики. Вытекающие из уравнений, описывающих закрученное пространство, они интерпретируются как вакуумные возбуждения, находящиеся в виртуальном состоянии. Приобретают они реальный физический смысл, когда отождествляются с физическими константами и тем самым являются уравнениями, описывающими структуру физического вакуума[13]. То есть, Шипову Г.И., как свидетельствуют специалисты, удалось математически выразить то идеальное состояние бытия, когда материи как таковой не было, когда она выступала в виртуальной форме вакуумного возбуждения или самовозбуждения «чистого», Абсолютного пространства[14]. Тем самым «чистое», Абсолютное пространство, порождающие физический вакуум, таким образом, с одной стороны, - это «ничто», т. е. в нем нет никаких реальных частиц, никаких конкретных физических состояний и в этом смысле он – идеален, с другой стороны, он носитель, «объединитель» всех полей, источник рождения всех элементарных частиц и колоссальных энергий, связанных с их рождением.
Возникает вопрос, как быть с тем, что физический вакуум – состояние с минимальной энергией и что казалось бы никакой энергии из такой системы извлечь нельзя? Дело в том, что физический вакуум – динамическое состояние, обладающее интенсивными флуктуациями виртуальных частиц – античастиц, которые и могут быть источниками энергии. Согласно английскому физику Дж. Уиллеру планковская плотность энергии физического вакуума – 1095г./см.3, в то время как плотность энергии ядерного вещества – 10.14г./см.3[15]. Через торсионные возбуждения возможно высвободить энергию вакуумных флуктуаций, о чем свидетельствуют успешные эксперименты в этом направлении[16]. Ученые полагают, что в физическом вакууме «упрятаны» скрытая материя и скрытая энергия, равная чуть ли не половине тех, что реализованы в виде Вселенной[17]. Все это казалось бы – нарушение оного из фундаментальных законов природы – закона сохранения вещества и энергии. Но из самой формулировки этого закона явствует, что он относится к материально-вещественным процессам. В данном же случае мы имеем дело с идеальными основаниями физических процессов, с их виртуальностью. Так, виртуальные частицы вполне реально воздействуют на вполне реальные частицы. Отдельную виртуальную частицу физика обнаружить не может, но суммарное их воздействие на обычные частицы фиксируется отлично. Воздействие виртуальных частиц наблюдается не только применительно к микромиру, но и применительно к макротелам. Две пластины, помещенные в вакуум и приближенные друг к другу, под ударами виртуальных частиц начинают притягиваться. Абсолютно все взаимодействия между реальными элементарными частицами происходят при непременном участии вакуумного виртуального фона, на который элементарные частицы в свою очередь влияют. Это еще раз подтверждает мысль, что учет идеальных основ бытия помогает лучше понять процессы, происходящие в материально-вещественном состоянии бытия. Именно в идеальных основах бытия (тарсионных полях) содержится, как отмечалось, информация обо всем. Информация – это формы всего, это – будущая энергия в потенциале. То есть, если «пустое» пространство, Абсолютное «ничто» - это бесконечная потенциальная информация о всей реальности, ее реализация осуществляется через энергию и вещество, то это и есть состояние Сознания или Самосознания мира, которое не может не выражаться в логико-математических формах применительно к формированию конкретных форм реального бытия, т.е. в форме творения материального идеальным. Подобной точки зрения сейчас придерживаются крупные современные ученые. Так, известный американский физик-теоретик Э.Мертон считает, что Абсолют (Абсолютное «Ничто», «чистое» пространство), является бесконечным и вечным океаном энергии, дающим жизнь всему сущему[18]. Когда говорят, что Абсолют – источник всего сущего, то имеют в виду, что в любой частице материи заложен собственный «кусочек» Абсолюта, который является высокоразвитой, творящей информацией, способной познать самое себя, то есть, Сознанием. Иногда этот «кусочек» называют «Искрой Божьей». Существование таких объектов, как идея, план, мыслеформа, эмоции и т.д. невозможно без санкции Абсолюта, дающим этим объектам жизнь в виде Сознания[19]. Пи этом ученые считают, что рождение любого объекта означает приобретение им формы более плотной, чем породившая его субстанция. Например, физические элементарные частицы, обладающие определенной массой, рождаются из более тонких элементарных частиц электромагнитных полей, не имеющих массы (эфирный план). Таким же образом возможно происходит отделение идей от Абсолюта (можно вспомнить мир идей Платона, Плотина) и переход в более низкий уровень Сознания, в атмический план, являющийся тем фоном, на основе и посредством которого формируются конкретные вещи. Сегодня ученые Института теоретической и прикладной физики считают: мир идей – это некая реальность, причем, о отношению к материи более устойчивая, образующая Мир Высшей реальности. Она – основа всего. То есть, появляется именно эта часть реальности, а только потом привычная нам грубая материя[20].
Еще в 1990г. известный авторитет в космологии А.Д. Линде в своей книге «Физика элементарных частиц и информационная космология» предположил, что наши представления о сознании в ближайшие десятилетия претерпят существенные изменения. Не может ли быть так, задает вопрос он, что сознание, как и пространство и время имеет свои степени свободы, без которых описание Вселенной будет принципиально неполным? Не окажется ли, что изучение Вселенной и изучение сознания неразрывно связаны друг с другом? Не станет ли следующим этапом развитие единого подхода ко всему нашему миру, включая и внутренний мир человека?[21] Эту мысль поддерживает доктор физико-математических наук А.В. Московкий, отмечая, что сегодня наука приходит к выводу о том, что мир – колоссальная голограмма. Каждая его точка обладает полнотой информации о мире в целом. Академик Акимов А.Е. видный специалист в области торсионных полей, так же приходит к выводу, что Мир имеет в своей основе Сознание как общее мировое начало, и это уже научная реальность. Поле Сознания порождает все, и наше сознание – часть его[22]. Таким образом, научная концепция физического вакуума и торсионных полей оказались теми знаниями, которых недоставало для научного объяснения так называемого Тонкого Мира (духовного пространства), Сознания и психофизических феноменов. И не случайно президент Российской Академии наук Ю.Осипов говорит о том, что создание любой стройной научной системы неизбежно приводит к мысли о существовании Абсолютного Бытия или Бога[23].
При рассмотрении природы сознания через специфические проявления торсионных полей стало очевидным, что сознание выступает в качестве посредника, объединяющего, с одной стороны, все поля, весь чисто материальный мир, а с другой стороны – все формы идеального мира. И тогда последний, идеальный мир, не будет просто «надстроенным» над материальным миром, а выражая его сущность, будет творить его не только в онтологичном, но и в гносеологическом плане, и прежде всего в его логико-математических формах, как наиболее адекватно выражающих суть «чистого», «Абсолютного» пространства. Не случайно поэтому именно через эти, универсально всеобщие логико-математические формы осуществляется расшифровка многих тайн нашего бытия. Здесь уместно вспомнить Пифагора: число-сущность порядка вещей; Галилея: математика – язык, посредством которого мы расшифровываем тайны природы. Но постижение логико-математических снов бытия – это не только вычисления, перебор измерительных логико-рассудочных операций, т.е. чисто рационалистический путь постижения истины, но что не менее важно, - это и интуиция, трансперсональное, транспсихологическое озарение глубинных логико-математических структур идеального бытия, что и предпологает своеобразный «разговор» «Абсолютного», «чистого» пространства (Мирового разума) с наиболее продвинутыми представителями человеческого рода. То есть, каждый человек может общаться с богом, если Богу это будет угодно[24]. И общение это прежде всего на уровне подсознания, интуитивного озарения. На уровне рационального познания осуществляется как бы проекция разума на мир. Это – не отражение мира, а отражение самого разума. Интуитивное познание в форме мистического озарения, медитации, эзотерических знаний – это непосредственное постижение «откровения» Абсолюта, Мирового разума. Это более короткий путь постижения идеальных основ бытия. И то, к чему сейчас подошла современная физика, практически без формул, но в содержательном плане изложено в древнеиндийских ведических книгах. Получилось так, что на каком-то этапе изотерический путь был утерян и сформировался другой путь, чрезвычайно сложный, медленный. Следуя этим путем за последнюю тысячу лет, мы пришли к знаниям, которые были известны на Востоке 3000 лет назад[25]. К этим взглядам присоединяется академик Международной Академии информации и Академии космонавтики Л.Мельников. Он отмечает: «Практически все великие научные идеи и теории явились не в результате строгой рассудочной и критической деятельности людей, а, как правило, путем интуиции, озарения, а то и в порядке откровения свыше или видении, т.е. извлечены из недр подсознания»[26]. Объяснение этому можно дать следующее: поскольку сознание представляет свернутую систему бесконечного многообразия взаимодействия основных параметров предметно-реального бытия, находящих соответствующее выражение в закодированных структурах человеческого мозга, то и постижение этих трансцендентных сущностей вещей происходит в основном посредством интуиции. Интуиция извлекает из подсознания новые знания. Подсознание подключено ко всеобщему сознанию, космическому информационному полю, некоему Мировому Банку данных. Английский физик – теоретик Роджер Пенроуз в 1991 г. опубликовал книгу «Новое мышление императора», в которой на основе теории Геделя и принципа дополнительности Бора строго показано, что без некой Высшей силы появление новых знаний, объясняющих устройство мира, невозможно[27]. А академик Шипов Г.И. пишет: «Интуиция – это способность проникать через барьер между сознанием и подсознанием». Подсознание подключено ко Всеобщему сознанию. Интуиция помогает установить связь с подсознанием и тем самым получить доступ к источнику знания[28].
В этой связи важно отметить и то, что величайшие достижения цивилизации Древнего мира во многом основаны на удивительных открытиях в области математики, астрономии, метрических систем, которые, казалось бы, исходя из того уровня развития логико-абстрактного мышления, осуществить нельзя было. Но метрические системы, например, которые были открыты в Шумерах, Египте 5000 лет назад и переоткрытые спустя тысячелетия а Англии и Франции и поныне удивляют исследователей Древнего Востока: предметная основа их познания – не подручные способы измерения, а космические объекты: Земля, Луна, Солнце. И вот здесь открываются удивительные вещи: древним астрономам был известен идентификационный номер Земли, число, выражающее 366 оборотов Земли вокруг собственной оси за каждый оборот вокруг Солнца. Много было выявлено соотношений в размерах Солнца – Земли – Луны и их движений в количественных выражениях, что наводит на мысль об определенных, неслучайных закономерностей в их взаимоотношении. Поразительно, что более 5000 лет назад кто-то издал единицу измерения, включающую планету Земля в изящную геометрическую систему. Еще более загадочным было то, что почти невозможным было создание такой единицы измерения и геометрической системы, которая бы давала круглые числа в расчетах для Земли, Солнца, Луны. Создание геометрической системы, дающей круглые числа для двух небесных тел, представляется очень сложным делом. Но для трех небесных тел?…. Однако цифры говорят сами за себя[29]. Древние шумеры и египтяне утверждали, что они получили знания о науках и ремеслах от внешней силы. В древнейших записях есть упоминания о так называемых «наблюдателях», которые учили людей геометрии, математике, астрономии, сельскому хозяйству и другим вещам.
Что важно во вей этой «истории» с наличием у древних цивилизаций сложных расчетных знаний – так это то, во-первых, что мировой разум, очевидно, осуществлял общение с людьми того времени непосредственно, на уровне подсознания, и во-вторых, пользовался количественными соотношениями, чтобы возникший разум человека смог обратить внимание на многие загадочные совпадения в измерительных соотношениях Солнца, Земли, Луны. Так, если умножить окружность Луны на окружность Земли, мы получим 436669140 км. Если затем разделить эту цифру на 100, получим 436669 км, что дает значение солнечной окружности до 99,9% . Если мы разделим окружность Солнца на окружность Луны и умножим результат на 100, то получим полярную окружность Земли, а если мы разделим размер Солнца на размер Земли и умножим на 100, то получим размер Луны. Все это не просто чистые случайные совпадения или игра в цифроманию. Надо признать, что метрическая система каким-то образом согласуется с физическими характеристиками[30]. Может показаться, что ознакомление людей древних цивилизаций с метрическими системами с помощью мирового разума, невероятное допущение. И все же в этой невероятности есть и очевидное: глубинное, на подсознательном уровне общение, облегчающее постижение сложных знаний. Поэтому многие артефакты, связанные с существованием и развитием нашей планеты Земля, населяющими ее живыми существами и человеческим родом, во многом останется тайной, для раскрытия которой требуются новые озарения в познании, в более углубленном «общении» с мировым разумом. Разумеется, озарения не исключают долгую и упорную работу рациональных путей освоения действительности, которые неотделимы от логико-математических, вербальных форм их выражения, и в которых так или иначе отражаются свойства «абсолютного пространства», мирового сознания. Это не означает, что в реальной жизни мы познаем только на языке логики, математики. Так, например, гуманитарное знание к математике никакого отношения не имеет. Но выявление смысло-ценностного значения тех или иных понятий так или иначе касается привлечения таких категорий, как время, движение, развитие и т.д. Как говорил Бергсон, наше мышление скроено по образцу твердых тел, и потому подлинное постижение сути вещей – в творческом озарении, посредством интуиции, что не может затем не оформляться и закрепляться вербальными, в т.ч. и логико-математическими средствами.
В качестве резюме. Во-первых, исходя из понимания сущности идеального, не исключается материалистическая трактовка тех или иных вопросов, если это касается предметно-вещественных форм бытия. Во-вторых, идеальное нельзя отрывать от материального: с точки зрения логики своего функционирования идеальное необходимо предполагает материальное. И с этой точки зрения, в-третьих, исключается противопоставление идеального и материального по поводу так называемого основного вопроса философии, что «первично», что «вторично». И в-четвертых, идеальное как то, что связано с Информацией, Сознанием, в широком смысле является не просто атрибутом материального, природного бытия, а его сущностью, смыслом, главным движителем его функционирования и развития.
Литература